Учебная нагрузка: "у российских вузовских преподавателей она самая большая в мире"


#1

В России очень мало настоящих профсоюзов, которые думают. Вот интересный пример, думаю, что оспорить аргументацию П.Кудюкина сложно, т.к. он говорит правду. В России распространен де-факто “принудительный труд”. Сопредседатель «Университетской солидарности» Павел Кудюкин в интервью изданию «Интересант»:

Что касается учебной нагрузки, то у российских вузовских преподавателей она самая большая в мире, но это вряд ли повод для гордости. Общий фонд рабочего времени профессорско-преподавательского состава - чуть более 1500 часов в год. Предусматривается, что кроме ведения занятий, научного руководства студентами и аспирантами, приема экзаменов и зачетов и т.д. преподаватель должен еще заниматься научными исследованиями и публиковать статьи об их результатах, вести методическую работу (в нее входит, помимо содержательной деятельности, подготовка большого количества требуемых образовательной бюрократией из Минобрнауки и Рособрнадзора, при этом нередко ненужных и даже просто нелепых, документов), участвовать в воспитательной работе со студентами. Совершенно не учитывается, что к лекциям и семинарам вообще-то надо готовиться. Добросовестный преподаватель, даже если он ведет свою дисциплину не первый год, должен постоянно обновлять курс, учитывать последние достижения науки, приспосабливать материал к особенностям студентов конкретного курса или группы и т.д. Считается, что час лекции или семинара в среднем требует от полутора до двух часов подготовки.

Минобрнауки установило предельную норму учебной нагрузки в 900 часов (60% годового фонда рабочего времени), рекомендовав дифференцировать объем нагрузки по должностным группам. Администрация вузов все чаще считает 900 часов не максимально допустимой, а обязательной нагрузкой. «Дифференциацию» же производят совершенно издевательским образом - например, 900 часов у ассистента, 895 у старшего преподавателя, 890 у доцента, 885 у профессора. Но особо приближенные к администрации преподаватели могут при этом получать при оплате за полную ставку существенно меньшую нагрузку.

В вопросе учебной нагрузки есть еще один важный аспект - ее структура. Определение норм времени на выполнение разных видов работ отдано на откуп руководству вузов, и всеобщим явлением стало предельное урезание норм времени на все виды работ, кроме лекций и семинаров (под шум разговоров о развитии индивидуальной работы со студентами). Доходит до того, что во многих вузах в нагрузке перестают учитывать время на экзамены и зачеты и преподаватель ставится перед выбором - либо отнимать время от лекций или семинаров, тем самым недодавая материал студентам, либо принимать зачеты и экзамены в свое свободное время. По сути дела, проверка письменных работ студентов, научное руководство также ведутся в «свободное» время преподавателя. Мы имеем дело с неоплачиваемым (а значит, в сущности принудительным) трудом, запрещенным международными обязательствами, Конституцией и трудовым законодательством России. В результате манипуляций с нормами непропорционально большую часть нагрузки составляет то, что в нашем профессиональном просторечии называется «горловыми» часами, преподаватели вынуждены работать на износ, превращаясь в загнанных лошадей (которых, как известно, пристреливают), заболевания гортани становятся профессиональными, хотя официально таковыми не признаются.


#2

Вот еще проблема:

«Российские университеты — заложники нерадивых студентов»


#3

Оттуда же:

— Как вы относитесь к инициативе ограничить двумя сроками пребывание ректора на своем посту?

— Знаете, такая норма абсолютно правильна для высшей государственной должности в государстве или в субъекте федерации, она может быть желательной в общественных и политических организациях (в них, правда, она может привести к конфликтам между формальными и неформальными лидерами), но уже применительно к депутатам выглядит сомнительно. А в образовательных и научных организациях может оказаться просто вредной. Одно дело, если мы имеем дело с постсоветским «эффективным менеджером» по пятачку за пучок — правда, встает вопрос, нужны ли такие в вузе вообще, а не то что два срока. Совсем другое — ректор-основатель или ректор — лидер научной школы. Тут к вопросу следует подходить с максимальной осторожностью.

А вот тут я лично не вижу разницы, собственно говоря, лидер научной школы может быть лидером, отнюдь не будучи ректором… Как и ректор основатель…


#4

Абсолютно согласен, тем не менее, если бы в России были бы защищены позиции других должностей, то тогда бы, конечно, руководителю научной школы бы оставаться на этих должностях (например, профессор с неограниченным сроком). Однако, в современной российской высшей школе надежно защищена только позиция ректора (руководителя учебного заведения). Это, конечно, очень сильная особенность, но она есть, что не делает вузы эффективными.


#5

Интересно то, что Павел Михайлович Кудюкин — экс-замминистра труда РФ и кандидат политических наук.


#6

Его интервью в другом месте более расширенное и там вот такой текст:

— Что вы можете сказать по ситуации с выборами ректоров? Например, в Санкт-Петербурге на протяжении долгих лет не могут выбрать ректора для Академии Штиглица? Сменилось уже несколько исполняющих обязанности. В Педагогическом университете им. А. И. Герцена похожая ситуация.

— Как мне кажется, более серьезная проблема, что растет количество вузов, в принципе лишенных права выбирать ректоров. Принятый в 2013 году новый закон «Об образовании» отнял у коллективов вузов право принимать свои уставы, которые теперь утверждаются учредителями (для государственных вузов — в основном Минобрнауки и еще несколько министерств). А учредители во всё большем количестве вузов вводят те или иные формы назначения руководителей, дотягивая до них «вертикаль власти». Ректоры, в свою очередь, тянут эту «вертикаль» еще глубже, формально либо явочным порядком отменяя выборность руководителей подразделений. С этим, в частности, связана замена факультетов на институты, а кафедр — на департаменты. Назначение и.о. без проведения выборов даже там, где они требуются, — тоже форма «вертикализации», в том числе и с ректорами. И. о. гораздо послушнее и «управляемее» не только чем избранный коллективом руководитель, но даже чем назначенный полноправный ректор.

Все эти “новации” только и приводят к дестабилизации, как мне кажется.


#7

Ну в текущий момент РФ представляет собой замечательное исключение в плане защиты профессуры - никакой защиты нет. В то время как, во всяком случае в известных мне местах, позиция профессора - постоянная, а иногда (например во Франции) постоянными являются и позиции доцентов и ассистентов. И, напротив, позиции ректоров и директоров - временные и избираемые. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что профессура с постоянными позициями ведет себя гораздо более независимо, а ректора - более аккуратно с коллективом :slight_smile:


#8

@eva, если бы мы жили как в Европе, то проблемы были совсем другими, но в России - другие реалии и должности менеджеров от образования, несомненно, “защищены” лучше должности любого сотрудника, что профессора, что доцента, что иных работников. В России просто другие критерии устойчивости должностной позиции.Например, решающее значение имеет “близость” к учредителю или собственнику. Понятно, что ректор (и даже и.о.) ближе к собственнику, нежели, чем рядовой преподаватель. Есть, конечно, исключения, но их мизерное количество. В ряде стран - иные критерии. Например, часто статус профессора и стабильность его должности определяется научными достижениями. Ясно, что это другие критерии и другие реалии.


#9

У меня есть пара знакомых, которые работают в частных университетах. Так вот те реалии очень похожи на наши. Например, такие как обязательное присутствие на работе - 8-часовой рабочий день, дресс-код (за приход в джинсах можно вылететь с работы), полная зависимость от собственника и его желаний, а также то, что научная работа никому там не интересна и не нужна.


#10

Уважаемый @eva! О каких частных университетах идет речь? Российских или европейских?

Для меня, очевидно, что все европейские страны в плане высшего образования очень разные. Недаром же Болонский процесс забуксовал и остановился и не только в России. Слишком большие сложности - очень по-разному устроены вузы. Например, в Великобритании и Франции - очень по-разному будут права профессоров, студентов выглядеть и совсем не похожи. В Германии - вообще другая история. Восточноевропейские страны - вообще другой мир. Поэтому лучше приводить примеры, называя конкретные страны.


#11

Итальянский и южноамериканский университеты имелись ввиду.

Что же касается прав и обязанностей профессуры в разных странах Европы, то конечно да, есть что-то общее, например, все те же пресловутые академические свободы, но полно и различий. Поэтому когда говорят как устроена наука или жизнь в университетах “на Западе” в целом, надо быть аккуратнее, по крайней мере с обобщениями.


#12

Вот это интересно, про итальянские вузы больше известно, а вот про южноамериканские - совсем мало. Но думаю, что в Южной Америке тоже слишком разные страны, одно дело Чили, другое дело Бразилия или Венесуэла.


#13

Интересно, например, что зарплата хорошего профессора в Колумбии, оказывается равной зарплате немецкого профессора. Или там методы стимулирования научной работы. А это мы говорим о бедной стране… P.S. А зарплата ассистента профессора в той же Колумбии тоже существенно меньше зарплаты профессора, однако существенно больше минимальной по стране.


#14

А качество жизни в Колумбии какое? :wink: Т.е., правовая защита, медицина, продукты питания, отдых и т.д.?


#15

А это смотря у кого. У профессора - хорошее качество жизни. Включая посильный отдых на Карибах вместо Сочи. А у обитателей фавел - плохое. Например, поставить пломбу в платной клинике стоит дешевле, чем в Ростове. При этом вокруг тебя совершают мильон движений - дорогой клиент пришел. Продукты питания - замечательные, наверное, глупо писать про качество фруктов :wink:


#16

Ох, а морепродукты какие там замечательные…


#17

Один омар - один доллар :wink:


#18

@eva, извините, а Вы сами там работали? :wink: Конечно, всё относительно, за большие деньги можно везде и все купить, но есть исключения. Например уровень преступности и наркобизнес в стране до сих пор там - большая проблема:

Незаконный оборот наркотиков чрезвычайно широко распространён в Колумбии, в период между 1993 и 1999 годами Колумбия стала основным производителем коки и кокаина в мире, а также одним из основных экспортёров героина. По состоянию на 2011 год, Колумбия оставалась крупнейшим производителем кокаина в мире. Главари колумбийского наркобизнеса («колумбийские наркобароны»), такие как Пабло Эскобар и Карлос Ледер, сколотили огромные состояния и долгое время входили в круг самых богатых и опасных людей в мире.

Бурное развитие наркобизнеса в Колумбии во многом было обусловлено мировым спросом на психоактивные вещества в 1960 −1970-х годах, наличием плантаций коки в стране, низким уровнем жизни населения и в силу этого — сравнительно низкой себестоимостью производства наркотиков на основе коки. Так, стоимость 1 килограмма кокаина в Колумбии составляет 1500 долл. США, а у наркодилеров США доходит до 50 000 долл США.

Благодаря усилиям правительства Колумбии производство наркотиков в стране медленно снижается. По одним данным, после пика производства кокаина в 2000 году, в 2010 году его производство сократилось на 60 %, но, согласно другим данным, оно, наоборот, выросло с 463 тонн в 2001 году до 610 тонн в 2006 году. Уровень преступности, связанной с наркобизнесом, чрезвычайно высок, количество умышленных убийств в стране в период 1995—2011 составило 33,4 на 100 тысяч населения.

Несмотря на большие объёмы производства наркотиков, уровень потребления наркотиков в самой Колумбии меньше, чем в США и во многих странах Европейского Союза.

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (UNODC), после анализа эффективности мер, предпринятых правительством Колумбии по борьбе с наркотиками на протяжении более 20 лет, призвал страны, где проживают основные потребители кокаина (в основном в Европе и Северной Америке) взять на себя долю ответственности в снижении спроса на кокаин.

Кроме того, гражданская война в Колумбии только что (2016 г.) условно завершилась, но:

26 сентября 2016 года правительство Колумбии и ФАРК подписали в Картахене исторический договор о прекращении боевых действий. 2 октября 2016 года в Колумбии прошёл общенациональный референдум. Граждане страны должны были решить: принять Колумбии условия мирного договора с ФАРК или продолжить ведение боевых действий. Более половины граждан Колумбии на референдуме высказались против подписания мирного договора с ФАРК, однако режим прекращения огня продолжил действовать.

Отдельно стоит обсудить проблему противопехотных мин. Вы, конечно, можете наслаждаться низкими ценами и морепродуктами, но в один “прекрасный момент” можете попасть на мину. И все это определяет качество жизни:

С 1990 года более 10 000 человек были убиты или ранены в Колумбии противопехотными минами. ФАРК и ЕЛН установили минные заграждения на площади порядка 100 квадратных километров. С 2000 года потери от подрыва на минах в Колумбии варьировались от 1300 до 550 в год.

Как бы мы не смотрели, но эта страна очень опасная, конечно, каждый волен сам выбирать.Но, работая там профессором, неплохо бы было подумать об охране.


#19

Все это мне очень напоминает отношение некоторых иностранцев к Ростову = там же Чечня рядом, там же война идет, как же там можно жить. Да и вообще, там, то есть в России, как известно по улицам ходят пьяные мужики с балалайками и медведи. :smile:

Если серьезно, профессор в Боготе в охране не нуждается, (ну если он идиот и пойдет в фавелы, то тем более в охране не нуждается), на противопехотную мину не наступит по причине отстутствия, с деревом коки и чаем из него может встретиться в супермакете, а гражданская война шла где-то там… Скорее более вероятно подхватить тропическую заразу типа амебиоза. Почти стопроцентная гарантия, если попить воду из уличного фонтана. Еще реальные угрозы - обгореть, утонуть в море.

P.S. Да, я там был и читал лекции в университете. 2 раза. Был в Боготе, Медельине и Картахене. Там же был у стоматолога.


#20

Поздравляю.

Но я все-таки не стал бы сравнивать Россию и Колумбию.