Дмитрий Пасечнюк: в 12 лет я стал конкурентоспособным на рынке молодых IT-специалистов

Как видит мир и его развитие одаренный подросток.

Дмитрию Пасечнюку 12 лет, он учится экстерном в 8 классе самой «простой сельской школы» в Калининграде.

Но уже успел: занять 1 место в финале Олимпиады «Информационные технологии» (ИТМО), стал лауреатом премии Общественное призвание «Профи-Итоги года» в номинации «Юное дарование», участвовал в форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России», получил 1 место в конкурсе «Юный программист», завоевал гран-при Всероссийского конкурса «ИТ-школа выбирает сильнейших», окончил с отличием программу дополнительного образования по основам ИТ и программирования «ИТ-школа Samsung». А главное, он разрабатывает собственные проекты и проводит исследования наравне со взрослыми специалистами.

Дмитрий рассказал Rusbase о том, как он видит будущее индустрии. Итак, IT-сфера глазами одаренного подростка.

Пять советов, приведу первый:

  1. Для изучения математики и теории вероятности я пользовался в основном книгами: «Вероятность» А. Н. Ширяева и «Математический анализ» В.А. Карасева, Г.Д. Левшиной и В.В. Карасевой.

Работа:

Также я провел исследовательскую работу «Прогнозирование валентности эмоционального отклика на графический контент с использованием нейроинтерфейсов и алгоритмов анализа данных».

Целью проекта был поиск и реализация оптимального при прогнозировании валентности или тона эмоции на основе переменных, характеризующих сигнал электроэнцефалограммы человека алгоритма машинного обучения и реализация на его основе ПО для прогнозирования валентности эмоции, вызываемой графическим контентом, демонстрируемом в программе.

Мной рассматривались алгоритмы: случайный лес, наивный байесовский классификатор, многослойный персептрон, метод опорных векторов, рекуррентная и рекурсивная нейронная сеть и вероятностная нейронная сеть. ПО реализовывалось на Python 3, использовалась библиотека TensorFlow.

Будущее и ИИ:

Я верю, что в ближайшее время Data Science будет только набирать популярность. Я хотел бы, лет через 10, будучи Data Scientist-ом в активно развивающейся компании с большим потенциалом решать задачи, связанные с развитием нашей российской экономики. А пока я планирую учиться и развивать соответствующие скиллы.

Смотрю в сторону ВШЭ и Университета Иннополис. В ВШЭ меня привлекает ФКН за то, что они идут в «ногу со временем», а Иннополис считаю самым прогрессивным образованием в интересующей меня сфере.

А я бы хотел разработать алгоритм, способный с достаточно высокой точностью и с минимальными затратами ресурсов, таких как время и память, прогнозировать изменения валюты отдельно взятого государства.

Александр Петров, направления анализа данных школы GoTo, директор по технологиям в компании E-contenta:

У многих онлайн-сервисов по продаже видео существует актуальная проблема: существует очень много фильмов, а права на показ фильма стоят дорого. Так как бюджет на закупку фильмов обычно ограничен — онлайн-кинотеатру приходится выбирать, какой фильм стоит закупать, а какой нет, и все это в условиях ограниченной информации.

В рамках проектной школы GoTo Дима и ещё один участник школы успешно реализовали проект, который позволяет предсказывать долю аудитории интернет-кинтеатра, которая посмотрит тот или иной фильм, базируясь только на описании фильма(режиссер, жанр, набор актеров, страна производства).

Это все очень здорово звучит, жаль только, что у парня детства не было. Всему должно быть свое время. Когда берут слишком резкий старт, то высок риск последующего скорого профессионального выгорания. Хотя в целом, для 12 лет впечатляет. Говорит о том, что сейчас, как никогда, отличные возможности для самообразования.

1 лайк

Откуда Вам это известно? Многое зависит от того, как это все преподносилось в его семье. Такой подход (нельзя рано начинать учить) практикуют уже давно в Индии, психологи тоже говорят, что крайне важно ребенку дать возможность научится сначала двигательным навыкам, а только потом развивать ментальные, т.к. другой порядок может сильно нарушить развитие мозга.

Тем не менее, в отличие от России, например, детей в Индии отдают в школы уже в 3 года и там находят способы такого развития, что мы вот не слышим и не видим, что такой метод плохо срабатывает в Индии. Т.е. зависит не что ты делаешь, а как ты делаешь. Возможно, маме этого парня удалось найти золотую середину. Относительно “выгорания”, также не соглашусь, это специфический термин, скорее жаргонизм, но он тут не к месту.

Я довольно хорошо представляю себе объем знаний, который необходимо иметь для того, чтобы осознанно пользоваться инструментами, про которые говорит мальчик из статьи. Скажем, чтобы прочитать книжку “Вероятность” Ширяева мало пройти онлайн-курс математического анализа. Нужно знать анализ в пределах Фихтенгольца, функциональный анализ в пределах двухтомника Ильин, Поздняк и иметь неплохое представление о теории распределений (имеются ввиду обобщенные функции). Не говоря уже о линейной алгебре и прочих более простых вещах. Я понимаю, что люди обучаются с разной скоростью и я охотно верю, что он действительно чрезвычайно одарен. Тем не менее 12 лет — это просто слишком маленький срок, чтобы успеть все это и при этом иметь нормальное детство.

По моему опыту преподавания индийским студентам, у меня сложилось впечатление, что образование там как раз довольно слабое.

1 лайк

Относительно Индии у Вас, уважаемый @lexer42152, данные немного устарели. Сейчас, например, на рынке в США китайские и индийские программисты пользуются особым вниманием.

Мне нравится вот эта категория “нормальное детство”: что за “зверь” такой? Мне кажется, для эффективности и скорости обучения крайне важны методики, учитывающие индивидуальные особенности ребёнка. По своему опыту могу сказать, что за лето после 6 класса (как раз был этот возраст) я по своей инициативе прошел всю алгебру до конца школы и освоил начала анализа - брал простые производные и понимал, что такое интеграл и интегрировал функции. Про физику - вообще молчу, но ничего невероятного тут нет, да и детство было счастливым. Походы, реки, огород - это только добавляло мотивации и желания развиваться. Ладно я, но у меня знакомых такая целая группа, ребята в школе реально уже знали на уровне 3 курса университета математический анализ: просто условия были, родители, мотивация ребёнка была, олимпиады и прочее. Так что я не только верю, а призываю задуматься над тем, если Ваш ребёнок этим интересуется, хочет, то почему бы ему не помочь?)))

Тут опасность в другом, если вот до 5 лет ребёнка перегружать, но отдельные элементы можно, но вот усиленно до этого возраста нельзя - еще точно не формируются лобные доли и такие занятия просто могут навредить ребёнку.

Устарели? Последний курс в университете я прочитал прошлой осенью. Индийские студенты обычно одни из самых слабых. Еще слабее только африканцы. На рынке программистов в США особым вниманием пользуются либо очень хорошие, либо очень дешевые специалисты. Из Индии едут как раз дешевые. Другое дело, что куча индусов из обеспеченных семей получает образование в США/UK. Вот это уже совершенно другая история.

Я говорил о том, что по моему мнению, всему должно быть свое время. Разумеется, если ребенок сам проявляет интерес, то мешать этому не стоит.

2 лайка

Что значит “обычно”? И откуда у Вас такая статистика? :wink: Тут ещё один не праздный вопрос, раз уж на то пошло: “Известно ли Вам сколько сейчас населения проживает в Индии?” Как известно, чем больше база, тем выше вероятность отобрать наиболее одаренных и их будет больше, чем например в России. Тоже касается Китая. Количество и плотность населения в Индии стремительно растет и общая численность скоро опередит население Китая.

Можно продолжать говорить о тривиальных истинах, типа: “вода - мокрая”, “всему свое время” и т.д. Только вот остаются вопросы: какие конкретно методики Вы предлагаете использовать для повышения эффективности воспитания и обучения детей и подростков? Что Вы понимаете под эффективностью? Какие конкретные элементы и предложения Вы хотели бы обсудить? Можно на примере африканских студентов, равно как жителей Индии или Китая, России, ЕС привести примеры их неэффективности или эффективности, в особенности - их методик обучения.

За три года, пока я читал свой курс, на него записалось около двухсот студентов. Пока ни один африканец или индус, курс, к сожалению, так и не закончил. Плюс были наблюдения в бытность мою ассистентом, когда еще учился в аспирантуре: индийцы испытывали бОльшие затруднения в сравнении с европейскими и американскими студентами.

Либо я вас неправильно понял, либо это откровенно неверное утверждение. Доля “одаренных” не зависит от размера популяции. Разумеется, абсолютная величина в крупных популяциях будет выше, т.к. 1% от миллиона, очевидно, больше, чем 1% от сотни. К тому же, этих “одаренных” еще нужно обучить. А с этим в Индии, судя по всему, проблемы.

Я в самом первом комментарии и высказал тривиальную истину: жаль, что у парня детства не было. Потому как я несколько представляю себе объем информации, которую ему необходимо было переварить (если он ее действтиельно воспринял, а не по-просту закодировал набор пусть и не самых простых, но хорошо известных алгоритмов). И этот объем не оставляет 12-летнему шансов. Некоторые впоследствии жалеют о “недополученном” и пытаются наверстать, будучи взрослыми, чем сильно портят себе жизнь.

Я прошу прощения, но я не брался ничего предлагать и обсуждать. Это уже вам захотелось. Я как раз просто констатировал достаточно тривиальные факты, не оставляющие пространства для серьезной дискуссии. К тому же всерьез обсуждать методики воспитания подростков на примере 12-летнего “вундеркинда” как-то несерьезно. Это явный outlier.

2 лайка

Уважаемый, @lexer42152, все бы хорошо в Ваших рассуждениях, но вот это:

Если мы будем говорить, что в тех или иных популяциях процент потенциально одаренных ниже, то это откровенно нацистские/фашистские воззрения получаются, т.е. для меня это вообще не приемлемо. Надеюсь, что мы правильно друг друга понимаем и не делаем ни для какой социальной группы, страны или региона исключений в потенциальных возможностях развития?

Относительно "нужно “обучить”, то здесь все намного сложней, например, не менее важно, чем сфера образования, а сейчас даже значительно важней - наличие и доступ в Интернет, т.к. это напрямую и косвенно влияет на другой фактор - экономический рост. Страна лидер в азиатской экономике - ,Южная Корея обеспечила каждому школьнику дома и в школе доступ в Интернет, в образовательную среду. Ни у кого не вызывает сомнений, что последующий скачок качества обучения и роста экономики в этой стране напрямую зависит от такого технологического фактора. Эта тенденция нарастает, причем, это мнение не мое, а Всемирного банка, см. Доклад о мировом развитии 2016г. “Цифровые дивиденды”.

Индия близка к тому, чтобы обеспечить учет всего населения посредством своей системы цифровых удостоверений личности «Аадхаар».

И если Индия способна провести за пять лет уникальную цифровую идентификацию 1 миллиарда человек, сократив благодаря этому масштабы коррупции на миллиарды долларов, что мешает другим странам последовать этому успешному примеру?

Самое главное другое, никто сейчас уже не спорит, что Китай во многих отношениях - мировой лидер (по экономике и образованию), но мало кто думает о том, что Индия, вполне вероятно, станет, если не уже стала, реальным конкурентом Китая и его экономики. Как минимум, группа Всемирного банка (ВБ) все время об этом пишет и говорит, но не только пишет именно в Индию ВБ, МВФ, западные инвесторы инвестирует средства, ни в какую другую страну больше не инвестируется. В Перспективах мирового развития Всемирного банка это выглядит так:

“Менее чем через поколение доминирующее положение в сфере мировых инвестиций будет принадлежать развивающимся странам. А крупнейшими инвесторами среди этих стран станут Китай и Индия: в 2030 году на эти два государства в совокупности будет приходиться 38 процентов валового объёма мировых инвестиций. Всё это изменит характер мировой экономики, и в докладе мы пытаемся проанализировать эти изменения”.

Как известно именно инвестиции прямо влияют на опережающий рост ВВП, который является ключевым показателем экономического роста и качества жизни.

Т.е. сейчас я могу согласится с тем, что в Индии, в её образовании и экономике есть проблемы, причем такие, которые могут шокировать, но стремительный рост и перспективы развития этой страны, а также поддержка мировых финансовых институтов не даёт оснований недооценивать ни по одному параметру эту азиатскую страну в потенциале роста в ближайшие годы.

Думаю, что нам дискуссию нужно вообще уже в другую ветку выводить, т.к. она к первоначальному посту не имеет уже отношения, что думаете?