Образование будущего

Интересную тема развита в интервью заведующей кафедрой информационных технологий МПГУ Еленой Булин-Соколовой “Человеку все время надо учиться чему-то новому и не школьному”:

И, кстати, у нас в стране произошел скачок в эту сторону: в нормативной базе на государственном уровне приняты новые образовательные стандарты и дошкольного, и школьного образования, они несут другую образовательную парадигму, задают другой вектор. Среди приоритетов названы необходимость научить человека самостоятельно учиться, высказывать свою личную позицию, применять знания, полученные в одной области для решения задач в другой области. Сотрудничать с другими людьми и совместно выстраивать новые знания, находить решение самых разных задач. Все это вещи, которые были в самом низу списка образовательных целей, а теперь внезапно оказались формально самыми важными.

Опыт разных стран:

Финляндия заслужила репутацию страны с невероятно эффективной образовательной системой. Финские школьники регулярно оказываются на высоких местах в основных международных рейтингах оценки школьного образования — таких, как TIMMS, PIRLS или PISA. В этом году местные чиновники решились на новую — радикальную — реформу: школы по всей стране отказываются от преподавания «предметов» и переходят к преподаванию «тем». Мотивация такова: ученик, который изучал отдельно несколько часов математики в неделю, отдельно — биологии и отдельно — истории, получает, с одной стороны, слишком много специфических, абстрактных знаний, с другой — не обретает навыка сочетать полученные в разных областях знания для решения повседневных задач. Теперь школьники будут изучать не физику с химией, а «феномены», например, «ресторанное обслуживание», где пригодятся знания и математики, и иностранных языков, и развитые коммуникационные способности, или «Европейское сообщество», в курс по которому войдут история, география и экономика. Речь здесь не об отдельном образовательном эксперименте, а именно о новой концепции образования на уровне всей страны.

В конце 2014 года Открытый университет Великобритании представил 10 педагогических трендов, которые, по мнению исследователей, окажут влияние на образование в ближайшие годы. Один из них — концепция «перевернутого класса»: школьники или студенты слушают лекции (в виде видеоролика или подкаста) и/или читают учебники дома, а «домашнее» задание делают в классе. Один из них — концепция «перевернутого класса»: школьники или студенты слушают лекции (в виде видеоролика или подкаста) и/или читают учебники дома, а «домашнее» задание делают в классе. Действительно, «откройте учебник на странице 35 и прочтите параграф номер 8» не кажется слишком разумной тратой того непродолжительного времени, что учитель и ученик проводят вместе. Идея «перевернутого класса» родилась еще в середине 1990-х, но особую популярность приобрела в последние годы на волне распространения всевозможных методов онлайн-обучения — от видеолекций на TED до полноценных электронных университетских курсов на Coursera. В 2011 году на перевернутое обучение полностью перешла школа Clintondale High School в Мичигане, США, на тот момент одна из худших в штате. Уже в следующем году процент неудовлетворительных оценок по математике в 9 классе там снизился с 44 до 13 процентов, а по английскому языку — с 52 до 19 процентов. Тренд постепенно добирается и до России, например, перед началом этого учебного года в Ростовской области был объявлен педагогический флешмоб по «перевернутому обучению».

Большинство образовательных экспериментов так или иначе связаны с отказом от привычных атрибутов классической школы. В этом смысле конкурировать с открывшейся еще в 1972 году в канадском Торонто ALPHA Alternative School сложно: здесь отказались и от оценок, и от домашних заданий, и от четкой программы, и от любой учительской диктатуры — большинство решений путем голосования принимают сами ученики. В 1972 году, в 40-летий юбилей школы, фотограф Майкл Баркер сделал арт-проект про первый выпуск Alhpa — фотографии выпускников в школьные годы и четыре десятилетия спустя. Врачи, дизайнеры, музыканты и инженеры — в социальном отношении они добились ничуть не меньших успехов, чем выпускники обычных школ. Почти невероятно, что школа, в которой нет четкой программы и дисциплины, не только проработала так долго, но и стала образцом для создания в 2007 году Alpha II Alternative School — в нее принимают старшеклассников, тогда как ALPHA Alternative School рассчитана только на детей возраста младших и средних классов. Кстати, название школы — аббревиатура A Lot of People Hoping for an Alternative, то есть «Много людей, надеющихся на альтернативу».

Перевернутый класс имеет смысл только в тех ситуациях, когда студенты достаточно самостоятельны, а преподаватель нужен только для консультации, уточнений.

И многое зависит от самого преподавателя. Например, курс по Алгоритмам у @bravit был очень хорош, и я много усвоил именно из лекций. А тяжёлые доказательства на алгебре у В.С.Пилиди, которые требуют вдумчивого разбора и определённых размышлений, действительно легче смотреть дома, а позже задавать вопросы.

Всё это довольно индивидуально, от студента к студенту.

@Goga, мне кажется, что если внимательно подумать, то слушать лекции и читать учебники чаще всего намного проще самому, да и потом всегда можно составить список вопросов, что в 100 раз эффективней, чем пассивно слушать лекцию. А вот делать упражнения, тем более если там идет отработка практических навыков лучше делать в аудитории и коллективно. В этом то и мысль…“перевернутого обучения”, хотя, конечно, есть и исключения и есть 90% невербальной коммуникации, которая передаются только непосредственно, даже видео- не ухватывает и половины. Бесспорно, если мне предложить слушать лекцию “вживую” и в записи - я выберу первое, т.к. любой лектор всегда ориентируется или имеет в виду конкретную аудиторию. Но и делать упражнения дома - тоже спорно. Ведь, никто не будет спорить, что делать практическое домашнее задание по “хирургии” - бред. Так точно и с любой практикой.

Ну и конечно, есть экономические факторы, которые даже больше “довлеют” над образованием. Растет число студентов, в приводимом примере ОУ GB учится по данным на 2003 г. 200 тыс. студентов, 3 млн. прошло обучение в 50 странах мира. Никакие тотальные очные лекции тут не способны выполнить задачи обучения. Отсюда распространение дистанционного обучения в ОУ, конечно, этот университет обладает спецификой, но он стал СТАНДАРТОМ в GB. Отсюда во врезке ссылка на целую страну. Но они умудряются все-таки упражнения и практику делать очно. И это очень сложная задача при такой численности и логистике. Конечно, опыт таких учебных заведений нужно внимательно изучать, т.к. они и есть будущее.

Я добавлю свои пять копеек - рассмотрим подготовку инженеров. Так сказать, механических инженеров, то есть в области механики. У них есть практика. Сколько бы не смотреть видео как оно выглядит и не рассчитывать все и вся на компьютере, “живая практика” этого не заменит. То есть в ряде специальностей все по крайней мере частично останется по-прежнему.

Есть еще разные способы читать лекции. Кто читает сухую теорию, сейчас это все меньше, да и по практическим курсам невозможно стало. А кто кучу примеров, решает задачи, кейсы/казусы разбирает и т.д. У нас преподавал юрист один в свое время, так он беспрестанно рассказывал примеры из судебной практики, было интересно и даже захватывающе. Сейчас этот преподаватель судья 15 апелляционной инстанции. Однако не всем нравиться, когда так одну практику преподают, кто-то без теории жить не может. Т.е. сложно найти универсальный баланс. Идеальным, возможно, будет все стили по понемногу использовать, но это такой зоопарк получается. :wink:

Любопытно вот и это:

«школы по всей стране отказываются от преподавания «предметов» и переходят к преподаванию «тем».

Это в Финляндии, сейчас много таких тенденций и в науке, когда не делят ряд тем, слишком уж невозможно получается.

Я вот такое считаю очень неэффективным. Не даёт систематических знаний и представлений. Так что я за баланс.

Это сложно объяснить, но иногда опредмеченные темы просто нереально объяснять иначе, тем более если ты никогда ранее с этим на практике не сталкивался. Например в юриспруденции если начинать тему “Наследование” с теории, то мало кто поймет, т.к. нужно начинать с Древнего мира, немного знать латынь, потом историю советского периода этого института и т.д. А вот если привести пример сложного дела, то много теоретических элементов системы станет сразу “живыми”. Впрочем, многое зависит от стиля мышления, есть же:

  • дедуктивное;
  • индуктивное;
  • традукция при восприятии информации и особенно новой информации у людей.

И для дедуктивного восприятия, конечно, начать с примеров будет неприятно для слушателя. А вот для индуктивного при определенных условиях и традуктивного мышления - очень хорошо.

Пирамида Эдгара Дейла:

Эдгар Дейл в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

— слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это НАИМЕНЕЕ эффективный способ выучить что-либо;

— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.

Участие в дебатах или доклад на семинаре и его обсуждение обладает эффективностью 70% (здесь процент запоминаемого материала), нежели чем чтение (10%) и прослушивание (70%).

Вот, после получения очередного письма от коллег из очень развитых стран с роликом про образование, решил поделиться.

и с русскими субтитрами http://aftershock.su/?q=node/356214 Утрировано конечно, но…

4 лайка

Учительница из Флориды добилась интереса учеников к скучному предмету, создав курс-видеоигру про уничтоженную Америку. https://tjournal.ru/p/civics-teacher-gamification

1 лайк

То же самое раньше говорили про учебники: зачем нужны лекции, если всё написано в учебниках? Лекции всё-таки нужны как форма взаимодействия. Лекции лекциям рознь, конечно…

2 лайка

Есть разные форматы лекций, где Вы можете полностью включиться и тогда процесс познания будет глубже, просто нельзя мыслить шаблонами, когда слова “лекция” включает в Вас некий неудачный опыт в жизни. А что ты сделал для того, чтобы ТЕБЕ было интересно?

Вот интересный пост и статья на мел, дочь пресс-секретаря Президента РФ Лиза Пескова критикует российскую систему образования:

Готовилась сейчас к экзамену по маркетингу и вспомнила, как приехала 3 года назад в Россию (не СССР), чтобы за год пройти два и сдать ЕГЭ. Честное слово это был ад какой-то. Я думаю, что я не единственная, кто считает, что систему образования в России надо менять…