Определение маркетинга

Это, конечно, не относится к “делу”, но хотелось бы понять причем тут “маркетинг”? :wink:

Маркетинг это, по моим понятиям (вы, конечно, их опровергните) искусство убедить человека купить что-то, что ему, может, и не нужно. Я сравнил это с ситуацией, когда студент убеждает руководителя взять себя под руководство в обход системы распределения.

1 симпатия

По определению “убедить человека купить что-то” - это продажи. Кроме того отмечу, что убеждать кого-то что-то купить “ненужное” - скорей это не просто продажи, а мошенничество. Тут нужно, конечно, разбираться, что за методы “убеждения” использовались.

Маркетинг в узком смысле - это изучение (анализ) рынка, а в широком - система управления коммерческим предприятием, в котором доминирует маркетинговый подход, означающий, что во всех сферах управления (производство, продажи, логистика и т.д.) нужно ориентироваться на потребности клиентов, рыночные тенденции.

Если судить о специфике распределение студентов по кафедрам и научным руководителям на факультетах и в учебных структурах экономического профиля нашего вуза, то, как мне кажется, везде ситуация похожая. Можно вполне говорить о том, что всегда ищется баланс между желаниями/интересами студентов и преподавателей. Иногда баланса найти невозможно и тогда приходится принимать директивное решение. Конечно, намного лучше, когда эти процессы (распределение) более публичны, но иногда по техническим, этическим и иным причинам невозможно добиться желаемой публичности в силу имеющихся ограничений.

1 симпатия

Я специально сперва прочитал определение в Википедии и мне кажется, что вы слишком сужаете понятие маркетинга, а моё исходное положение вписывается в него.

Ма́рке́тинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

Позвольте с Вами не согласиться, уважаемый @Ulysses, уточняю некоторые моменты. Определение из Вики не противоречит моему определению. Если Вы имели в виду только перевод с английского, то получается тот же «фокус» как со словом «менеджмент». Если это слово перевести получится «управление», но смыслы явно исказиться. Слово «управление» намного шире по смыслу и неопределенней слова «менеджмент», поэтому мы часто рекомендуем употреблять именно слово «менеджмент», чтобы не путаться.

И вообще в социальные науках очень часто эксплицируют понятия, например, все говорят слово «деньги», но понимают под этим совсем не то, что в экономической теории принято понимать. В непоследнюю очередь такие казусы происходят потому, что русский язык иначе «устроен», нежели чем английский - язык делового мира. Вообще язык очень сильно влияет на мышление, об этом прекрасно рассказывает доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, почетный доктор филологии Бирмингемского университета (Великобритания) Светлана Григорьевна Тер-Минасова в лекции о роли языка и грамматики в формировании личности, об агрессии и ксенофобии как продуктах языка и культуры, а также можно еще и вторую часть посмотреть. Лекция называется: «Язык - творец человека».

Если же говорить об определениях понятия маркетинг, то, если даже посмотреть на статью в Вики внимательней, то Вы там увидите, как минимум, ещё 4 определения этого понятия. На самом деле маркетологи хорошо знают, что сейчас насчитывается около тысячи определений этого понятия. Далее, если конкретно говорить о приведенной Вами цитате, то тут слово «продвижение» имеет немного иной смысл, намного более широкий, нежели чем слово «продажа» или «реклама». Речь идет о стратегиях продаж, концепциях рекламы и PR - именно этим занимаются маркетологи, но не самими продажами. Если же говорить о менеджерах по продажам, то все они так или иначе, кто больше, а кто меньше занимаются маркетингом. Если пользоваться метафорами, то маркетинг - это «мозги» продаж, сбыта и управления предприятием, продажи - это «руки». Далее, можно говорить, что маркетинг родился в XX в. и претерпел как минимум 3 этапа кардинальных изменений. Если говорить в терминах «продвижение», «анализ» и т.д., то это первая ступень развития маркетинга, когда он только появился. Современный маркетинг это уже не просто «продвижение» и удовлетворение нужд клиента, а – создание и модифицирование потребностей клиента.

Почему маркетинговые исследования, анализ рынка для маркетинга очень важны, по сути – это его ядровая, определяющая часть. Дело в том, что для маркетологов нужно добиться удовлетворения реальных потребностей клиента, а чтобы их понять - нужно проводить изучение этих потребностей, рынка (маркетинговое исследование). Если есть качественное маркетинговое исследование, то для предприятия становится понятно, что производить, как это делать, как продавать, где продавать, по какой цене, как управлять этими процессами и т.д.

Тем не менее, подчеркну ещё раз, что профессиональный маркетинг никогда не рассматривал и не рассматривает стратегию «убедить купить человека купить что-то, что ему, может, и не нужно» как свою составную часть, в маркетинге и профессиональных продажах нельзя использовать приемы, нарушающие этику и законы.

Я имел ввиду не перевод, конечно. А именно то, что продвижение продукта и установление взаимоотношений с покупателями как раз я и вижу в попытке студента установить взаимоотношения с будущим руководителем. Это, конечно, метафора и воспринимать её совсем буквально не имеет смысла.

Кстати, есть маркетинг и со стороны преподавателей — уже в рамках системы распределения, где выбор делает студент (а не за рамками, как обсуждалось ранее, когда имеют место теневые переговоры и правят законы теневого рынка). Преподаватели производят продакт-плейсмент на рынке услуг научных руководителей, обозначая направления научной работы, и выступают перед студентами с соответствующими рекламными роликами на специальной встрече (в этом году она проходила в прошлую среду). Оговорюсь, что реклама в моём понимании тоже является частью маркетинга.

Если продолжать аналогии, то получается, что преподаватель - «продавец», а студент - «покупатель»? :wink: Мне кажется, что это нерабочие модели и использование этих понятий в таком виде просто может ввести в заблуждение или же родить предвзятое отношение к коллегам, занимающимся маркетингом. Более того, мне показалось, что слово «маркетинг» в первом сообщении имеет негативные коннотации, но это не совсем справедливо.

Даже если говорить о «теневом рынке», то нам нем не работают общие законы рынка, это такой «квазирынок», вообще для описанной ситуации точней было бы, наверное, употреблять понятие «рынок коррупционных услуг». Этими вопросами занимается институциональная экономическая теория и практика. Из неё хорошо известно, что на теневых и коррупционных рынках нет рекламы и нет нужды чего-то «продвигать», т.к. на этих рынках «услуги» навязываются или их хотят настолько покупатели, что никаких маркетинговых усилий не нужно. О таких услугах мало достоверной информации, это порождает ситуацию похожую на монопольные рыночные структуры. Монополии - не нужно ничего продвигать и рекламировать, можно даже сократить отдел маркетинга, т.к. это лишние затраты (а монополии важна прибыль), а покупатели на монопольном рынке итак все купят, т.к. нет альтернатив. Опять-таки важно подчеркнуть, что все эти ситуации «на грани» с законом.

Мы имеем две системы. Одна: в раках официального распределения, когда преподаватель выступает продавцом, а студент покупателем. Другая: в рамках неофициальных договорённостей (о которых упоминали участники форума) в обход системы. Там наоборот. По моему мнению, обе модели в той или иной степени похожи на то, что я вижу в магазинах. Ваше право с этим не соглашаться, конечно. И тут, и там я вижу продвижение продукта и установление взаимоотношений с покупателями, которые входят в определение маркетинга (по Википедии).

Конечно, можно «выдернуть» из контекста слово «продвижение» и назвать любые отношения с клиентом продвижением и маркетингом - это Ваше право.

Но по-моему глубокому убеждению и опыту работы на крупных предприятиях могу точно сказать, что маркетингом нельзя заниматься неосознанно - это уже тогда не маркетинг.

Относительно терминов «продавец/клиент» в рамках моделирования отношений в университететах, то об этом хорошо сказал в своей лекции доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ, президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан «Миссия университета: взгляд экономиста» :

Тогда, на рубеже 18 и 19 века, возникло 3 точки зрения, у истоков каждой из них стоял человек очень неординарный. Одну высказал отец политической экономии Адам Смит, вторую – Наполеон Бонапарт, а третью – Вильгельм фон Гумбольдт, который создал, на мой взгляд, неоклассическую модель университета.

Суждение Адама Смита, отца всех экономических наук, от взгляда которого мне потом придется отказаться, состояло в том, что не надо платить деньги профессорам университетов. Им должны платить студенты, потому что тогда понятно, как спрос будет формировать предложение. Естественное для таких ранних экономических моделей суждение. Наполеон Бонапарт пошел по совершенно другому пути. Университеты нужны для того, чтобы производить специалистов по узким профессиям. На это государство готово тратить деньги, но государство должно контролировать эти университеты. А наука – это совершенно другой вопрос; она должна быть отделена от университетов, потому что что там оплачивать в науке – это слишком тонко, слишком непонятно. Наконец, Вильгельм фон Гумбольдт попытался создать альтернативу - и создал в итоге неоклассическую модель университета, где главным является образование, соединенное с наукой, где университет трактуется как содружество студентов и преподавателей, и при этом обладает автономностью, то есть определенной свободой преподавания, и свободой образования. /Выделено мной/

И далее, совсем интересная цитата:

Идея Смита про то, что надо бы, наверное, спрос замерить деньгами на университетское образование, у нас реализовалось в 90-х годах в очень странной концепции, что образование есть услуга, которая может быть измерена как услуга, как услуга оплачена, и прочее. Ну, по Смиту все-таки не так. Это если и услуга, то капитальная, которая создает способности, которые затем приводят к доходу обладателей этих знаний и способностей - все-таки несколько сложнее. Этот взгляд только-только отошел в прошлое. В новом Законе об образовании нет слов про образовательную услугу. /Выделено мной/

Всё-таки, несмотря на «опыт» 90-х XX в., тут я согласен с проф. А.А.Аузаном, от этой порочной модели и понимания университета нужно уходить, в том числе и в метафорах и проч. Мной именно так воспринимались сообщения с использование понятий “маркетинг”, “клиент”. Эти понятия из концепции университета Адама Смита, которая нигде не прижилась.

Большое спасибо, @Ulysses, за активное участие в дискусии - для меня стала более понятна Ваша позиция относительно “маркетинга”.

А почему вы считаете, что это неосознанно? По-моему, вполне осознанно эта деятельность ведётся. Другое дело, что ведущие её могут не рассуждать в профессиональных терминах (это понятно, профессия у них другая). Мне кажется, о маркетинге можно говорить в разных контекстах, например в древних обществах, когда ещё такого понятия не было — ведь был же в какой-то форме маркетинг? Или в контексте высшего образования, в том числе, Мехмата. А вот про упомянутую вами коррупцию, как раз, тут говорить нельзя, мне кажется. Каждый действует в рамках своих прав и обязанностей, никакую дополнительную прибыль (в том числе, материальную) не извлекает, кроме удовлетворения своих потребностей в качественной работе в паре руководитель—студент.

Насчёт полноценной модели в духе Адама Смита я и не говорил. Я же не предлагаю строить универистет по этой модели. Я предлагаю её как одну из возможных метафор. Это полифонический подход к осмыслению действительности.

Отвечаю:

  1. Осознанное занятие маркетингом означает, как минимум, что кто-то проводит маркетинговое исследование, сегментирует рынок или квазирынок. Не думаю, что кто-то из преподавателей этим озабочен.
  2. Маркетинга в древних обществах не было, он возник в начале XX в. Аналогии даже не получится.
  3. В ЮФУ маркетинг используется только при создании рекламы и продвижения бренда университета, например, при наборе абитуриентов и при заключению с ЮФУ договоров на предоставления образовательных услуг. Как может применять отдельный преподаватель «маркетинг» - мне не ясно. Преподаватели и кафедры – части ЮФУ. ЮФУ явно конкурирует с другими вузами, можно говорить о рынке и маркетинге для ЮФУ в целом.
  4. «Упомянутая мной коррупция» есть всего лишь уточнение на Ваше употребление понятия «теневой рынок». Понятие «коррупция» - имеет специальные смыслы и, кстати, не все виды коррупции вредны или попадают под запрет. Кроме того, не все неформальные отношения будут рыночными, теневыми или коррупционными.
  5. Модель Адама Смита предполагает использование понятий и отношений «продавец - покупатель»; автоматически, если Вы в этих терминах пишите/говорите об университете возникает модель университета А.Смита. И кстати это уже «полноценная» характеристика для модели А.Смита. Говорить, что распределение по научным руководителям - есть рынок или квазирынок или тут есть некая услуга или есть продвижение можно с большой натяжкой, если вообще можно. Кстати, сравнивать эти отношения с древними обществами нельзя ни с точки зрения истории маркетинга (появился в XX в.), ни с точки зрения истории университетских отношений, последние, как хорошо известно, возникли в ранее Средневековье.

@Ulysses, возможно, Вам было бы неплохо написать статью про полифонический подход для маркетинга - может из этого что-то научное в сфере маркетинга получится. Честно признаюсь, что с такой интерпретацией я сталкиваюсь впервые. :slight_smile:

Возможно имеет смысл подумать о полифоническом программировании или информатике, может есть такое? Я не специалист в этой сфере, буду признателен, если Вы для меня откроете эти стороны. :sunglasses:

Мне кажется, вы невнимательно читали: про полифонический подход для маркетинга ничего не говорилось. Полифонизм это художественный подход к осмыслению действительности, любых человеческих взаимоотношений. Ни программирование, ни маркетинг сами по себе, как научные или технические дисциплины для полифонизма не представляют особого интереса, на мой взгляд.

Хорошо, причем тут художественный подход?

При том, что наш форум это один большой гипертекст, то есть, в частности, пространство для применения разнообразных художественных подходов.

1 симпатия

Художественный - это творческий в Вашем понимании или нет?

Творчество это слишком громкое слово, на мой взгляд, но можно считать и так, в принципе. Я говорю о том, что тут можно применять какие-то метафоры, касающиеся, например, учебного процесса. Метафора, о которой я писал выше, это не то же, что модель университета в учении Адама Смита, хотя, кажется, мне не удалось это объяснить. Собственно, я, пожалуй, не готов приложить достаточно сил, чтобы это доходчиво объяснить (это закончилось бы экскурсом в поэтику). Дело в том, что мне кажется так: часть участников форума способна понять или почувствовать это без формального объяснения. Вполне возможно, я глубоко заблуждаюсь. Но так бывает с любым (гипер)текстом.

2 симпатии

Мне почему-то вспомнился анекдот из книги “Математики тоже шутят”:

  • Дорогой, ты математику любишь больше, чем меня?
  • Конечно нет, как ты могла такое подумать?
  • Докажи!
  • Пусть А — множество любимых объектов…

Так и в нашей переписке - неясно о маркетинге ли идет речь, о художественном искусстве или гипертекстах. Но главное, - что-то там сами по себе доказываем. :tophat:

Мне кажется @Ulysses художественно сравнил, провел аналогию. И как любая аналогия она не в точности соответствует определению маркетинга.

С другой стороны, мне совершенно не нравится сравнение отдельных договоренностей с теневым рынком и криминальными сделками. Что незаконного в том, что студент подошел к преподавателю и поинтересовался что ему следует сделать, если он хочет распределиться к этому преподавателю? Например, я в свое время подошел к И.Б. Симоненко и задал ему такой вопрос. Он мне дал задание: прочесть книгу “Теория узлов”. Я прочел примерно 50% о чем ему честно и сообщил через месяц. Он остался доволен и дал согласие на научное руководство. Что здесь теневого или не справедливого?

@RS, Ваш пример хорош и великолепен!) Откуда мы знаем, что имеет в виду относительно “теневых рынков”? Может имелись в виду иные формы “разговоров”, но читать мысли мы не умеем, поэтому читаем, что тут написано было про теневую экономику.