Разрыв между умными и глупыми нарастает

В Сети вот уже несколько лет идет активное обсуждение интервью руководителя лаборатории социальной психологии СПбГУ, главы центра «Диагностика и развитие способностей» Людмилы Аполлоновны Ясюковой, которая более двадцати лет работает школьным психологом, ясно, что проблемы, которые поднимает социопсихолог, к.п.н. касаются и вузов и вообще каждого. Хотя времени прошло достаточно, но проблема становится только острей, т.е. не решается. Вот некоторые тезисы:

По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера … Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки.

-А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?

-Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.

Ясюкова Л.А. считает, что в российском руководстве некоторые считают, что нам и не нужно столько людей, которые могут мыслить абстрактно, выявлять причинно-следственные связи и владеть понятийным мышлением:

Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.

Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.

А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.

2 лайка

Надо же, опубликовали секрет Полишенеля? Там не просто “некоторые” так считают, а те из них, кто принимает решения, определяющие курс, которым идет наше государство. Зачем наука, если есть религия? Умными управлять сложнее.

 Скалозуб:
    Я вас обрадую: всеобщая молва, 
    Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; 
    Там будут лишь учить по нашему: раз, два; 
    А книги сохранят так: для больших оказий. 
 Фамусов:
    Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: 
    Забрать все книги бы да сжечь. 
 Загорецкий (с кротостию):
    Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами, 
    Был ценсором назначен я, 
    На басни бы налег; ох! басни - смерть моя! 
    Насмешки вечные над львами! над орлами! 
    Кто что ни говори: 
    Хотя животные, а все-таки цари.

Если кто-то кое-где у нас порой…:grinning:

1 лайк

Как этот тезис надоел. Ведь дурак опасней, т.к. может предать, не задумываясь, поменять позицию и не заметить этого. Делая большинство дураками, система приобретает очень большую неустойчивость, хрупкость.

1 лайк

Осознанное и рассчитанное предательство или вредительство умного опаснее кратно. Угоны военной техники, вирусные атаки, хакерство, продажа сведений вероятному противнику, финансовые махинации - это что, дела рук дураков?

@RAlex, Вы пишите тут о технических и финансовых проблемах, но даже самые опасные их них не так страшны, как социальные потрясения, которые я имею в виду, т.е. это: войны, революции, перевороты, терроризм, массовый голод, массовые болезни и социальные проблемы, массовые неповиновение властям и т.д. И да, такие проблемы очень часто порождаются по глупости или дурости, тому множество примеров из современной истории и древней тоже. А если применять принцип бритвы Оккама, то получается, что названные социальные проблемы - порождение исключительно дураков.

Не понял: Вы считаете, что в основе развязывания войн, революций и неповиновения властям действия дураков? Возьмем историю нашей страны: народные бунты, крестьянские восстания, движение декабристов, большевики, … это все результат действий дураков?

Что за бред несёте! Во первых люди одинаковы. Разницы никакой - какую выборку делаешь. Поведение и порядочность не зависит от того кем человек работает и что за знания он имеет. Это уже попахивает - вообще делая такие утверждения каким то шовинизмом.

Умный или глупый - это вообще крайне предвзятое понятие. К тому же знание и полученная информация человеком - не может быть непосредственно связанна с с глупостью или умностью человека…

Очень часто многие люди не имеют физическую возможность получить некоторую информацию и что? Они автоматически становятся глупыми?

Мне приходиться общаться с очень большими и разными слоями населения и по опыту знаю, что часто совершение плохого поступка, способность совершить гадость - это прямая дорога наверх. Способность переступить через совесть и свои знания… Тех кого считают дураками - они часто сами заставляют себя не совершить гадость… И теперь их за это называть глупыми???

Психология вообще говоря не наука… Там столько вранья, что мама не горюй!!! Они чуть ли не поголовно фальсификаторы… Надо просто своим делом заниматься, а остальное не важно!!!

А что ещё не наука по-Вашему, @Individ?

Я написал, что часто так бывает, т.е. некие чиновники или государственные деятели принимают непродуманные решения, основанные на иллюзиях и, например, теориях заговора и это приводит потом к социальным последствиям.

“Все” и “это” - слишком большие и абстрактные обобщения, которые Вы и я понимаем по-разному, именно поэтому такой тезис не может быть верен на 100%. В социальных и гуманитарных науках в принципе ничего не бывает на 100% или вот таких детерминированных зависимостях как в естественнонаучных концепциях, представленных математизированными гипотезами.

Легче на каком-либо примере говорить, который, возможно, у Вас взывает сомнение, так будет точней и методологически верней. Это если мы хотим делать оценки, но, сразу предупреждаю, что “правильных” и “неправильных” оценок попросту нет, вера в них в гуманитарных и социальных науках - есть идеология и к науке не относится.

Много чего!!! Её очень много. Вообще говоря когда познаётся новое там как правило лженаука с наукой рука об руку идут. Ваша писанина - вообще та ещё ахинея!!!