Как студенту организовать процесс своего обучения?


#1

Или расскажите историю из своего опыта.


#2

А в чем у Вас проблема или проблемы? Либо расскажите свой опыт, чтобы можно было продолжать. Так у Вас, на мой взгляд, слишком абстрактный вопрос.


#3

Какого формата тетради стоит использовать? На сколько я понял, а5 48 листов очень быстро закончится.


#4

Кстати, очень интересный вопрос. В своё время проводили эксперименты по эффективности обучения и, конечно, установили хорошую зависимость с тем, как именно Вы конспектируете. Здесь очень много можно учесть из результатов, полученных, нейрологами. Есть особенности мышления, которые имеются у всех и они должны быть учтены во время обучения, ведения конспектов.

  1. Например, мы любим отвлекаться, почти неестественно, когда человек сосредоточен на чем-то одном долгое время, мы постоянно отвлекаемся, особенно сейчас, когда есть смартфоны. Поэтому ведение малого формата конспекта не столь эффективно - так значительно выше шансы того, чтобы Вы будете отвлекаться. Поэтому рекомендуется иметь конспект минимум формата А4.
  2. И лучше по той же причине использовать не книжную ориентацию страницы конспекта, а альбомную ориентацию, чтобы у Вас не было 2-х половинок конспекта, а был большой лист, где Вы будете создавать конспект.
  3. Поскольку мышление образами (картинками) более эффективно. Так больше информации можно запомнить и воспроизводить одновременно, то лучше нацелиться на то, чтобы создавать схемы. Например, ментальные карты - они более информативны, чем “наскальные надписи” того, что Вы успели/не успели записать. И лучше запоминаются, т.к. блок-схемы, ментальные карты - естественный способ хранения информации. В этом плане рекомендуется для конспекта использовать три цвета, это лучше помогает сосредоточиться и полней передать информацию. Используется ТРИ цвета для конспекта.
  4. Первый способ ведения конспекта - метальные карты. Он очень популярен, такой конспект хочется использовать, разглядывать и он именно помогает учится. Есть и альтернативный способ. Вы ведете конспект как обычно пишите на альбомноориентированном листе тремя цветами заголовки, текст, определения, термины и т.д. Только пишите не одновременно с речью лектора, а только то, что успели запомнить понять и после того, как услышали. Это связано с тем, что одновременно писать и слушать новую информацию невозможно, скорость речи в среднем в 10 быстрей скорости письма. Разница с “обычным” конспектом в том, что Вы оставляете примерно 1/3 листа справа, а пишите конспект тремя цветами слева. В этой трети оставшейся части листа Вы пишите или зарисовываете те мысли, которые пришли Вам в голову во время лекции. Причем эти вещи не связаны с темой лекции. Обычно это что-то важное эмоциональное (хотите пить, есть, раздражение, юмор…). Вы это зарисовали, записали в правой 1/3 и это создает своеобразный “индекс” для запоминания основного материала. Порождает необычные ассоциации, связанные с метальным опытом. А это и есть долговременная память, она так и организована.
  5. Для эффективного обучения важны новые термины и понятия, которые Вы осваиваете. Поэтому важно создавать свой словарь из терминов, записывая определения новых слов понятий в свой словарь. Дело в том, что если новых понятий очень много, Вы не знаете из значений, у большинства быстро рождается негатив в этой информации. Именно поэтому Ваш словарь создает позитивную основу обучения. Строго говоря любой предмет можно сдать “минимум на 3” если Вы хорошо владеете только терминологией и всеми понятиями из материала. Понятно, что для словаря можно использовать картинки-ассоциации или другие способы.

Такие способы ведения конспектов в среднем повышают скорость обучения и запоминания, результативность в несколько раз. Среднее время освоения новой привычки ведения конспектов происходит в течение нескольких недель.


#5

Рекомендую также посмотреть тренинг на sberbanktv.ru про память и аналитическое чтение:


#6

В идеале каждый процесс осознан, тактически связан для достижения промежуточных целей и стратегически обоснован для конечной цели.

Я считаю, что человеку нужны те знания и навыки, благодаря каким он выживет, будет жить относительно комфортно и останется человеком фактически в любых условиях. И хотя понятие “социум” отмирает как атавизм, для выживания среди людей в современном мире не хватает навыков с широким применением – критического мышления, работы с информацией, коммуникации (включая деловую), навыков презентации (включая самопрезентацию) и т.д.

Быстрочтение, эйдетика, компаративистика, аналитика, тайм-менеджмент, транскреация, публичные выступления и прочие умные слова ничего особо не значат, если на вопрос “А зачем ты пришёл в школу?” следует ответ в духе “Меня мама разбудила и сказала идти в школу”. И чем больше коммерциализация рыночных отношений преподавания и отрыва теории от практики, тем тусклее видение будущего в целом.

Чисто технически, осознанное владение терминологией (теория) – это уже “удовлетворительно”, а практические навыки – это уже специализация, а умение применить междисциплинарные связи – профессионализм, но для многих важен принцип “А зачем напрягаться больше, если “тройки” достаточно?”

Программа упрощается, глобального “инфо-мусора” больше, требования медианные, никаких даже ближних целей, не говоря уже об элементарных навыках культурного общения… Как будто зачарованные и боятся жить, однако.


#7

Это правильно, тем не менее, никто сейчас достоверно не знает, какие именно знания понадобятся после технический сингулярности (тут я специально утрирую). А относительно цели и целей обучения соглашусь с Вами. Но цели сложно разделить на “практические” и “теоретические”. Рано или поздно любая теория становится практикой, случается и наоборот, но значительно реже.

В плане обучения, на каждом этапе очень важно представлять и знать свою цель, результат, который Вы получите. Тренировки постановки целей, их описание - очень важный навык, который очень полезно тренировать в процессе обучения. Если обратить внимание на то, как организован процесс обучения, то становится понятным, что цели уже давно поставлены и сформулированы, сам студент может немногое выбирать. Но есть внутренние цели, которые касаются только Вас лично.

Для потасовки целей можно использовать SMART-технологию, которая применяется в менеджменте часто.


#8

Замечу, что есть Soft Skills, которые так или иначе подразумевают, что Вы имеете СВОЮ цель и учат Вас находить оптимальные пути достижения этой цели. Например, один из важных навыков: системное мышление. Когда его изучаешь, так или иначе в процессе обучения важно приводить пример и самый органичный пример - это ты сам как элемент системы.


#9

Согласен, у меня всегда вопросы получаются не совсем конкретными). Точнее как нужно сконцентрироваться? Например, у меня есть список литератур, нужные на данный момент для меня видеоролики и куча интернет-источников (материалов). Я начинаю что-то, но сразу же мозг начинает думать о другом. Как бы все хочеть пробовать и пригает туда-сюда. В итоге ни то ни другое до конца не пройдено. Или это переизбыток информации? Такое было у вас?


#10

Да, такое бывает, особенно, когда работаешь с Интернет-источниками. В этом их минус (есть, кстати, и другие минусы).

В Интернет-источнике (как пишут психологи) существует так называемый “эффект отсутствия последней страницы”. В “бумажной” книге есть последняя страница, ты вот её прочёл и книга прочтена. Есть завершенность. (Нейрофизиологи бы тут вставили обязательно то, что выделяется дофамин в этот момент). Поскольку мозг очень гибкий, нейронные системы перестраиваются и такой вот эффект незавершенности становится “нормой”. И Вы выучиваетесь не достигать цели перманентно. Тут, конечно, можно перейти на бумажные книги. Либо воспитывать волю и дисциплину в себе, чтобы читать и дочитывать электронные книги и смотреть ролики. Есть, кстати, разные способы чтения - это тоже здорово помогает. Вверху в ролике Никита Петров рассказывает об аналитическом чтении - оно очень полезно. А есть другие виды: просмотр источника, изучение структуры, выделение главных мыслей и т.д. Если перед просмотром или изучением определять (1) вид текста, (2) ставить цель, то можно (3) подбирать адекватный способ чтения. Потом (4) фиксировать результаты чтения. У Вас многократно будет расти скорость, результативность обучения, да и мотивация расти только будет. (дофамин же выделяется :wink: .


#11

Да, к сожалению, у нас не учат учиться… Лично у меня нет интерференции из-за смены темы или деятельности и легко игнорирую постороннее, соблюдая режим. Для лучшего понимания мне проще найти 3-5-10 различных источником с разным описанием и сделать свой мета-анализ, конспектируя самое важное и удачное. Усидчивость неплохая, поэтому мне особо не нужны “лайфхаки” вроде Pomodoro, а вот курсы стенографии очень даже помогли (и как бонус – никто особо не зарился на мои конспекты). И хотя чтение и перефразирование отрывков давалось легко, к аудио-книгам около месяца привыкал, пока не начал начитывать свои.

Впрочем, как упоминалось выше, знание и понимание терминологии – это половина успеха, как знание формул (зависимостей).


#12

Я Вас поздравляю!))) Замечу только, у некоторых есть проблемы с работой с источниками. Не говоря о том, что мало кто сейчас может составить настоящую библиографию для научной работы или в качестве работы. Это - особе искусство.

Думаю, что этот навык так или иначе каждый осваивает сам. Вынужден. Иногда мастера своего дела (преподаватели) дают бесценные в этом плане знания. Нужно только уметь слышать и видеть, чувствовать Вашего лектора, преподавателя - у них, как правило, колоссальный опыт.

Это да, у каждого есть свои предпочитаемые системы обработки информации: визуальная (схемы, формулы, тексты, картинки); аудиальная (речь лектора, аудиокниги…); кинестетическая (тут моторика, когда мы пишем ручкой). Визуальная система - самая быстра. Аудиальная - медленная и у ней такая особенность, что нельзя параллельно воспринимать информацию. В визуальной - можно.


#13

Тут тоже интересно. Например в математике, химии, физике - очень важно понимать принципы, концепции, теории, причинно-следственные связи. Это базис. Ты можешь сам вынести формулу или иначе доказать теорему.

В гуманитарном знании (литература, история, философия, право и т.д.) и частично в социальных науках - важны знания о фактах, там нужно запоминать имена, даты, конкретные формулировки. Причинно-следственные связи на втором плане. “Вывести” дату почти невозможно.

Именно поэтому в гуманитарных и социальных науках очень важно знать терминологию, факты и это больше половины успеха. А в естественных науках - это меньше половины успеха. Но если прибавить теоремы, аксиомы, то получается и “тройка” и “четверка”. Тут, конечно, сложно очень обобщать. Т.к. в математических областях знания есть совершенно разные принципы построения концепций, теорий, парадигм.

В экономических науках есть и строгие зависимости и теории, а есть фактология мощная, гуманитарная основа, без которой экономико-математические модели становится бесполезными и вообще не поддаются разумной интерпретации.

Или в психологии сейчас вообще знания похожи на Вавилонскую башню. Есть и строгие естественнонаучные концепции - например, психофизиология. А есть аналитическая или архетипическая психология, где анализируются мифы, символы, метафоры. Есть психоанализ, гештальт-психология, социальная психология и т.д. Ученые-психологи из разных направлениях даже не понимают друг друга.

Так что ситуация в науках весьма разная. Тем не менее, подчеркну, что специалист с высшим образованием должен так или иначе иметь преставления о научных основах из разных областей. Исследования говорят о том, что такие специалисты, как правило, - более востребованы работодателями, а значит более социально успешны.


#14

Тут интересный материал в тему про чтение с листа и экрана, в целом чтение с бумаги невозможно переоценить, т.е. оно всячески полезно. Но и с экрана дает такие плюсы, оно учит:

  • Планировать. Необходимо понимать, что именно мы хотим узнать из текста.

  • Правильно формулировать запросы и искать информацию. Именно для таких целей пользуются просмотровым, то есть сканирующим чтением.

  • Оценивать значимость найденной информации. Человеку предстоит понять, действительно ли он нашел именно то, что ему нужно, и надежен ли источник сведений. Как минимум надо отличать рекламный или агитационный текст от информационного.

  • Быстро синтезировать смысл. Экранное поисковое чтение предполагает скроллинг большого количества источников. Нужно уметь собрать найденную информацию воедино.


#15

Мы расставляли приоритеты 1) важные (преимущественно профильные) предметы – неважные; 2) важные преподаватели – неважные; 3) нормальные или дословно требуют свои “правильные ответы”. Кроме того, хотя не всегда было можно и не все преподаватели разрешали, но часто “автоматы” давали огромную фору.

Как видимость более цельной картины, междисциплинарные связи очень важны, например, в ответе по физике суть производной или по истории дополнения по географии и политологии, не говоря уже о соционике для психологии и педагогики вполне могут добавить пару заслуженных баллов.

Ещё со школы когда говорят об авторитетах или исследованиях у меня осталась полезная привычка требовать первоисточники. Что же касается аксиом и максим, которые “вообще не поддаются разумной интерпретации”, то это скорее вымысел, пробел или же попытка подогнать под чей-то/кому-то “правильный” ответ.

Кстати, не смотря на то, что в эру “тестирования” часто мало времени, всё же могу порекомендовать всегда делать работу над ошибками хотя бы по профильным предметам…


#16

Работа над ошибками - это вещь, которую невозможно переоценить. Можно значительно повысить её эффективность, чтобы получать/давать обратную связь не в конце, когда задание уже не выполнено, а в процессе. Так Вы упреждаете ошибку. В свое время концепция обратной связи значительно ускорило развитие кибернетики и потом вех наук, которые возникли в результате развития кибернетики. Развитие обратной связи позволило создать модель T.O.T.E., которая использовалась для создания GPS-навигации и самонаводящихся ракет/торпед .