Нам там не место


#1

В НГ острый материал - несколько студентов-отличников бросают престижные вузы после первой сессии. Все эксперты, родители и чиновники в России давно находятся в консенсусе по вопросу качества высшего образования в России - очень низкое. Что думаете Вы?

Мы привыкли к активной работе на семинарах, где в дискуссии хотел участвовать каждый и в споре рождалась истина. Мы привыкли к преподавателям, которые «жили» своим предметом и «заражали» нас своей воодушевленностью. Мы привыкли к интенсивной учебе, где каждый день приходилось в той или иной форме доказывать свой прогресс.

Мы не привыкли учиться по шаблону, вписывать себя в рамки одного учебника и «зазубривать» информацию только для того, чтобы сдать экзамен. Мы не привыкли к «невовлеченности» студентов и педагогов в образовательный процесс.


#2

Вина нашей нынешней системы образования несомненна. Школа учит одному - сдаче ЕГЭ (ОГЭ…). А для сдачи ЕГЭ, в свою очередь, нужны знания… нет, не Знания, а именно знания, знания лишь о том, как сдавать ЕГЭ. То, что находится за рамками ЕГЭ, в школе можно не изучать вообще. И дети об этом знают. Наша сегодняшняя школьная система сняла с себя функции обучения Знанию, оставив за собой лишь функцию выборочного контроля результатов. Контроль этот подобен редкому гребню, которым блох не вычесать.

Вторая проблема в том, что наша школа сняла с себя задачу воспитания подрастающего поколения. Общество также сняло с себя проблемы воспитания, возложив их исключительно на родителей. А за государством осталось лишь палочное право карать нарушителей. Общество не дает идеалов, на которые мог бы равняться ребенок в различные этапы своего становления, как гражданина. “Умер” институт общественного мнения, когда массово осуждалось антиобщественное поведение и по-существу воцарился принцип “меня не трогают - и ладно”.

Школа и вузы не готовят выпускников к реалиям нынешней взрослой жизни, когда для того, чтобы выжить, человек должен иметь работу. Если прежде вопрос обеспечения работой возлагался на государство и на безработных (тех, что работать не желали) смотрели весьма косо, ставя их в разряд тунеядцев (“зачем ты такой нужен нашему обществу?”), теперь государству и обществу на твою занятость наплевать. Хочешь работать - ищи работу. Нашел - радуйся, тебе улыбнулась удача, это твой шанс. Но при этом будь готов пресмыкаться перед вышестоящими (ох, как же они это в своей массе обожают!), ибо ты вечно под дамокловым мечом, обернутым в невозмутимое “Вас тут никто не держит и на это место сотни претендентов”. Специалист сейчас мало где ценится, ценится “корпоративный дух”, обязательно включающий безграничную поддержку чаяний руководства. Вот этому школы и вузы не учат (“не надо детей лишать беззаботного детства”).


#3

Хорошая статья, спасибо.

Бывшие школьники пишут, что они уходят из ведущих ВУЗов потому что им не нравится система образования там и они привыкли к активным семинарам, дискуссиям, спорам и истинам. И к доказыванию своего прогресса каждый день.

Интересно, а какой дальнейший путь после ухода из университета? В чём - дальнейшее развитие?

Помню, когда я учился, мне не нравились как раз вот эти активные дискуссии и споры, в которых рождалась или не рождалась истина. Я приходил домой и штудировал записанные лекции, готовился к семинарам, - и времени ни на что более не оставалось. И - линия развития у меня всегда была.


#4

Потому что в то время: 1) Специалист в стране всегда был востребован. 2) Вуз должен был не столько “впихивать” в голову какой-то набор знаний, сколько приучать самостоятельно работать с литературой, добывать и усваивать знания, т.е. так или иначе поощрял самообразование.

А сейчас - да, давайте спорить, обсуждать… главное не знания, а публичность, умение подать себя. Учим не предметные знания, а их презентацию. В результате - дискуссии о вечных двигателях, о том, круглая ли Земля, о божественном в науке… Все что угодно, кроме реальных научных знаний.


#5

Что я думаю? Новая газета — либерастическая помойка. Читать её — себя не уважать.

Что-то я смотрю в западных рейтингах наши ВУЗы очень редко появляются. И то, где-то в самом конце. Только вот где результаты выпускников этих нахваленных западных университетов?

Вот, к примеру, на победителей олимпиад по программированию посмотреть:

Где там они? Аж смешно стало.


#6

Более десяти лет назад почти все мои одноклассники и с параллельных классов и школ знали где хотят работать и поступали в те вузы, которые давали соответствующую специальность и подготовку.

Сейчас большинство знакомых выпускников просто идут куда родители скажут или куда получится поступить, даже на 3-5 курсе без планов где или кем работать. Как вам уважаемая профессия “блогера-аутиста” или пафосного лайф-кучера? А “личный тренер в СS и PUBG”?

Основная проблема в социальной рекламе чрезмерного инфантилизма, лёгких денег и саморазрушения. Вместо самодостаточности и уважения - культивация нигилизма и раскола между слоями, регионами и поколениями.


#7

Наверно все же “лайф-коучера” )) А кого еще можно подготовить со знаниями уровня, достаточного для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз на этом основании?


#8

У меня всегда когда я слышу “коуч” это слово ассоциируется с “неуч”


#9

Какие глупости в вашей голове… как вы с этим живёте. Вероятно, в вашем первом абзаце ещё не хватает, что журналисты НГ проплатили студентов за “нужное” мнение, что деньги пришли из Госдепа США.


#10

Сваливать проблемы образования на ЕГЭ, это какая-то бессильная позиция. У нас в этом году в одной из школ в одном из классов (класс не для дебилов, обычный класс), ОГЭ по математике (9 класс) не сдали 14 человек, более 50%. Это я к тому, что для сдачи ОГЭ на “троечку”, даже не нужно “учиться ЕГЭ”. Достаточно элементарных знаний 2+2, задания очень простые. Но дети и это не сдали. Проблема образования далеко не в ЕГЭ. Это большая комплексная проблема. Вполне возможно, что уже пройдена определённая точка невозврата для возрождения массового обучения на уровне, что был ещё 15-20 лет назад. Т.е. специалистов (Учителей) будет хватать для нескольких десятков спецшкол по стране, но 80-90% детей останутся за бортом. Каково будет олимпиадникам в ВУЗах в такой компании? Это будут новые статьи.

PS Вообще, между олимпиадниками и школьниками даже с ЕГЭ на 80-90 баллов достаточно большой разрыв, да пропасть. Конечно, можно ЕГЭ алгоритмами натянуть 80 баллов, но не 100 и не олимпиады.


#11

Можно не слова, а конкретные факты? ОГЭ не сдать — невозможно. Я к нему сам два года назад не готовился и сдал на 4, выйдя из аудитории через 40 минут после начала.


#12

Вообще, походу придётся мне вам объяснить, откуда ноги растут. У нас было несколько пробников и добровольные (вроде платные) занятия по подготовке к ОГЭ. Их посещала бОльшая часть класса (я — нет). Это был один урок в какой-то из дней, на котором отрабатывались сложные вопросы, интересные задачи и тому подобное. Один раз я из интереса посетил подобный урок. Что я там обнаружил? Почти все просто сидят, “слушают” и ждут пока закончатся эти 45 минут. Им это не было нужно. Они сидели там, только потому что им так сказали родители. У нас никто из класса ОГЭ выше 22 баллов не сдал, хотя зачёт у всех. Потому что никто не ставил перед собой цели сдать на 100%. Вы думаете, в этом вина образования/школ/учителей? Нет, нам учителя постоянно говорили, что-то вроде “научить нельзя, можно научиться”, но всё равно пытались достучаться до большинства. Помогло? Некоторым да. И в этом, я считаю, большая заслуга учителей. Так что не нужно проблемы невоспитанности/загруженности детей сваливать на образование. Одни родители пихают своего ребёнка во все возможные секции, чтобы тот чуть ли не умирал, не успевая делать всё, просто потому что однажды ребёнок проявил какие-то способности. А выявить ограниченный круг интересных самому ребёнку занятий мозгов родителям не хватает (не всем, есть и нормальные). Кроме того, немалая часть родителей заставляет детей учиться не потому что хотят, чтобы ребёнок был грамотным, а просто потому что сами не смогли получить образование в своё время, а когда у ребёнка появляется тяга к каким-либо предметам, его бьют по рукам. В 9-ом классе меня это бесило, я пытался кому-то что-то доказывать, сейчас мне уже просто без разницы: естественный отбор — обычное дело.


#13

Проблема не в том, плохой ЕГЭ или хороший, проблема связана с самим контролем знаний при помощи тестов, а не экзаменов. На экзамене ты должен быть готов к любому, абсолютно любому вопросу по предмету, потому что живой экзаменатор видит, где у тебя пробелы и может попытаться выяснить их ширину. Тест не выявит ничего за пределами теста, следовательно, “лишнее” можно не учить. А остальные проблемы вытекают из этой ситуации.


#14

Сейчас уже тестов мне кажется практически не осталось или они приносят малый балл из 100.


#15

Даже будучи переформулированными, они все равно остаются тестами, охватывающими конкретную тему. Признаюсь, грешен, по просьбе знакомых сам готовил ребенка к сдаче ОГЭ.


#16

Вот только до ЕГЭ эта ширина измерялась шириной кармана папы. С приходом ЕГЭ ситуация изменилась в лучшую сторону. У нас город 15К жителей, раньше и представить было невозможно, что наши выпускники могли попасть на бюджет в Московские или Питерские ВУЗы, да даже в сильные ВУЗы соседних регионов. Теперь это стало возможно, действительно, сильные дети, кто не тянет школу, а тащит, уезжают в сильные ВУЗы, имеют возможность поступить по баллам ЕГЭ. Что касается “тестов”, вам выше верно заметили. В том же ОГЭ, есть достаточно сильные топовые задания, к примеру, в Информатике последнее задание уровня хороших знаний за 10-11 класс, фактически олимпиадное для своего возраста. ЕГЭ по математике (профиль) достаточно сильный, набрать выше 90 баллов очень сложно. ЕГЭ по информатике на удивление остаётся слабым. Перенасыщен лёгкими (именно) тестами, что отнимают время. На мой взгляд ЕГЭ можно значительно улучшить, если разбить на два этапа: обязательный “весенний” (базовый) - когда можно сдать и получить до 80 баллов, и “летний” (профильный) - для желающих сдать выше 80 баллов, который не будет начинаться с элементарных заданий. И ещё, что слабо, но меняется. Это проверка заданий, критерии проверки, более гибкий подход. Положительные подвижки есть и в этом. У нас в этом году заметно, что кто не смог решить задачу, результат был ошибочный, но за рассуждения в правильном направлении получили 1 балл. Раньше такого у нас не случалось или крайне редко и было похоже на ошибку проверяющего.


#17

Какие вам факты нужны, ведомость опубликовать и отхватить по закону? Как раз о том уровне образования и пишу, что вы приводите на своём примере. Вы поймите, ребята, чьи слова в газете “либерастическая помойка”, как вы выразились, в 9 классе базовое ЕГЭ решают за 30 минут и уже трудятся над профилем. Вы, уж извините, как у Цоя в песне: “Тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе”. Просьба мне больше не писать и не отнимать время, извините.


#18

Есть знакомые, которые без проблем учились на индивидуальном в школе и на отлично сдавали экстерном в вузе, так что в Цифровой век грех пенять на режим, учителей или книги: практически вся информация со всеми акцентами и вариантами буквально на кончике пальцев. Больше проблема что выбрать в этом оцифрованном мусоре.

Другое дело КУДА идти после образования и постоянной рекламы зарубежных стран? Что сказать, когда перспективный аспирант-биолог бросает учёбу ради Чехии или Нидерландов, потому что “никто столько здесь не предложит!”


#19
  1. Выделенная цитата - типичный аргумент ad hominem. Вместо обсуждения сути, Вы обсуждаете издание.
  2. Если Вы внимательно прочитали, то увидели, что это не журналисты писали текст, а студенты. Там подпись есть автора текста.
  3. И какие же издание рекомендуете Вы?

#20

14 сообщений перенесены в новую тему: Оффтоп про либерализм