Реформа образования


#1

В России очередная реформа образования, уже с 01.01.2020 вступили в силу новые ФГОСы для школ. А.Г.Асмолов, заслуженный профессор МГУ и член совета при Президенте РФ раскритиковал новые стандарты - главная проблема отсутствие вариабельности и индивидуального подхода. Де-факто, полагает профессор, это откат в лучшем случае в 70-е прошлого века:

Я считаю, ФГОС в нынешнем виде — страшный риск для детей и учителей России. Этот стандарт неприемлем в ситуации изменившегося мира. Он превращает детей в роботов, неспособных принимать самостоятельные решения. Стандарты необходимо менять, их нужно обновлять, но предложенный проект не должен быть принят.

В новой редакции стандартов опираться надо на методологию проектирования, на методологию нашей школы, школы Выготского. То, что делает министерство, полностью лишает стандарты продуманности, цельности, методологического дизайна.

Также ожидают изменения и в высшей школе, вероятна отмена ЕГЭ:

В высшем образовании наиболее вероятна либо полная отмена Болонской системы, либо частичная с перечнем направлений, где она сохраняется.

В общем среднем образовании это могут быть давно назревшие вопросы о целесообразности ЕГЭ, уменьшения количества изучаемых предметов и то самое, о чем говорят уже целый год, но не решаются произнести окончательно - ограничение права подачи документов одновременно в пять вузов и заменить его только одним вузом и одним факультетом.

Причины:

Несмотря на пристальное внимание к проблеме образования со стороны государства, качество знаний наших студентов и школьников неуклонно снижается.

Это показывают результаты 3-х летнего исследования PISA - уровня образования студентов и школьников, участниками которых являются 70 стран мира. К сожалению, с каждым годом мы занимаем все более дальние места. В первые строчки рейтинга вырвался Китай, Гонконг, Тайвань. (более подробно о результатах PISA). Это серьезный сигнал к тому, что в нашей школе надо что-то менять.

Не лучше обстоят дела и с высшим образованием. Когда-то одно из лучших в мире, сейчас, оно по многим показателям знаний среди студентов, откатилось в третий десяток.


#2

Это было бы отлично. Но, боюсь, опять не отменят этот гадский ЕГЭ.


#3

Социальное состояние в России сейчас все больше похоже на название одной популярной телепередачи: “Очевидное невероятное”.


#4

ЕГЭ не создает проблем для вуза и выпускников. ЕГЭ создает проблемы для школы, которой нужно менять, но не получается, т.к. система очень инерционная. А ей нужно меняться. И в первую очередь, по причинам информационного взрыва, быстрого развития цифровой цивилизации, а не из-за ЕГЭ. Претензии к ЕГЭ есть, но только не у предметов STEM. И удивительно читать на форуме мехмата такой отзыв. Отмена ЕГЭ не решит проблемы, а создаст множество новых.


#5

А можно узнать, какие проблемы решило введение ЕГЭ? Что произошло плохого - это мы знаем, а что хорошего? Набило вузы вместо нормального контингента непонятно кем? Знаний - как у конечного автомата. Умений их применять - только в рамках меню. Не люди, а роботы, неспособные отклоняться за пределы им заданного. Знание предмета - точечно-кусочечное. Как при игре “Морской бой”: A4 - мимо, мимо! В6 - потопил…


#6

Проблема непонятного контингента мне близка. Сам преподаю в “антиюжном” федеральном университете. Мне непонятна наивная установка, что причиной этого является ЕГЭ. Слишком простая и в корне неверная гипотеза. Всё значительно сложнее. Источники проблем:

  1. дети перегружены информацией в повседной жизни (компьютерные игры, соц.сети, сериалы без ограничений) => когнитивные проблемы
  2. дети не высыпаются (сидят до упора в сети, сбой биоритмов) => когнитивные проблемы
  3. дети очень мало двигаются (повальная гиподинамия) => проблемы с метаболизмом => когнитивные проблемы
  4. дети привыкли к развлекухе и не могут долго погружаться в объемный скучный контент (многобукв) => … и т.п.

ЕГЭ решало проблемы:

  1. с коррупцией, которая к началу тысячелетия стала значительно ограничивать доступ нормальных детей к вузам.
  2. с унификацией, т.к. развели зоопарк образовательных программ и нужно было как-то стандартизировать. Теперь всеобщая стандартизация, вплоть до урока. Этот маятник за ХХ век несколько раз уже качался. Не впервой.
  3. заставить детей изучать хотя бы некоторый минимум для дальнейшей учебы в вузе
  4. отсеять от вуза тех, кто неспособен даже к ЕГЭ подготовиться

ЕГЭ создало проблемы:

  1. Школа не готова гармонично подогнать контент под требования ЕГЭ. Редкий учитель способен сдать ЕГЭ на 90++ баллов.
  2. Многие учителя пошли по простому пути и учат детей методам, вместо развития мышления, потому как на всех внимания не хватает. Классы и учителя перегружены.
  3. В школах идет отрицательный отбор учителей. С каждым годом ситуация ухудшается. Советские учителя уже на пенсию уходят. Пед вузы позакрывали, т.к. туда почти никто не идет. А шли туда в основном те, кто не смог пройти на нормальные направления. И уже их воспитанники идут в пед. ПОС в действии.

Отмена ЕГЭ решит проблемы учителей. Им можно будет расслабиться. У всех остальных, в том числе в вузах, проблем станет больше. ЕГЭ совершенствуют с каждым годом. Сейчас ВПР проталкивают. В будущем добавят центры сдачи экзаменов (и ВПР) в любое время года с правом пересдачи. У меня статья была 10 лет назад опубликована на тему совершенствования ЕГЭ. Основная мысль ML+Онтологии с логированием всего, что удастся измерить. И с размазыванием оценки (ЕГЭ) на несколько лет школы (м/б через ВПР).


#7

Для меня ЕГЭ решило проблему летнего отпуска. Я больше никогда не участвовал в приёмной кампании в качестве проверяющего преподавателя. И больше туда я не хочу.


#8

Я не увидел в Ваших “многабукафф” ответа на главное: как же СССР жил без ЕГЭ, без Болонской системы, а советское образование ценилось во всем мире, одна лишь “утечка умов” чего стоила!. Как получилось, что бывшие выпускники советских школ 70-х (и частично 80-х) годов зачастую знают школьные предметы лучше нынешних школьных учителей? ЕГЭ не корень зла, но ориентировка на него привела к дырчатости знаний. Сначала Фурсенко заявлял, что школа перестроилась и больше не занимается воспитанием детей - это дело родителей. Через время он заявил, что школа еще больше перестроилась и теперь она не дает знаний, она их лишь проверяет. Вот как! Школа - это теперь просто большой центр тестирования. Но поскольку у нее есть показатели, это еще в определенной мере центр по натаскиванию на сдачу экзаменов. Причем тут знания вообще? Тот же ЕГЭ - матрица, сетка с узлами контроля. Хочешь сдать ЕГЭ? Не проблема, в школу можно не ходить. Ходишь к умному репетитору, который натаскивает на решение конкретных проблем. Это не знание предмета, это знание выжимок из предмета. О межпредметных связях не говорю вообще. Решая задачу по физике школьник не умеет применять математический аппарат. Решить задачу по информатике, если она поставлена чуть сложнее прямых указаний типа “вот формула, по ней считай” или “вот массив, в нем найди” могут лишь отдельные дети. Потому что остальные с трудом понимают, что надо из веса ящика с яблоками вычесть вес ящика и полученный результат разделить на количество яблок, получая средний вес одного яблока. Знакомая девочка рассказывала про сдачу ОГЭ: “… а потом все вышли в туалет и там учителя дали ответы”.

Возвращаясь к ЕГЭ по информатике. Какой “светлый ум” запихнул туда комбинаторику? Теорию игр? Решение логических уравнений? Это области знаний, которые изучают вузы, да и то не все подряд. Школьные учителя просто шалеют от этих тем и да, действительно не могут ни объяснить этих тем, ни решить связанные с ними задачи. По стране кочует “семинар Полякова”, в который почти всегда включен доклад “Системы логических уравнений: решение с помощью битовых цепочек» (совместно с М.А. Ройтбергом)”. В Интернет полно видео, где эта задача из ЕГЭ решается на протяжении 30-50 минут. Это нормально? А когда остальное решать? Разрисовать дерево стратегий игры на два листа - нормально? Кому нужны эти задания, что они выявляют, кроме степени натаскивания на их решение? Они выявляют уровень подготовки по информатике? Отнюдь. Кому и где нужны эти знания? На отдельных специальностях отдельных вузов? Но там их дают студентам заново, с нуля. А остальным оно зачем? Зачем целую четверть года рассказывать на уроках про интернет, компьютерные сети, браузеры, системы поиска, учить зачатки HTML, если в ЕГЭ есть лишь один вопрос про составления из отдельных кусочков правильного http/ftp адреса и задачка с определением маски подсети? Устройство компьютеров, целый раздел учебника - мимо. Ну нет по ним в ЕГЭ заданий. И так дальше. Про знание (точнее, незнание) программирования - вообще нет разговора.

В США завершился скандальный судебный процесс над 76-летним аферистом Инваром Джонсоном, который разработал и внедрил в 1980-х годах систему оценки знания школьников, аналогичную ЕГЭ.

Описанная в одном из трудов Джонсона система оценки знаний была взята за основу федеральным Министерством образования при проведении реформ. Спустя годы ее позаимствовали и другие страны, в том числе Россия в виде Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Неладное в США заподозрили только в 2000-х годах, когда ряд независимых экспертиз подтвердил, что и без того плачевное образование американцев за прошедшие годы заметно ухудшилось. В ходе расследования выяснилось, что автор системы в действительности закончил 8 классов школы с низкими баллами, а все грамоты и дипломы поначалу он выдавал себе сам.

«Ущерб, который мистер Джонсон нанёс системе образования США, не исчисляется в деньгах. Это самая настоящая катастрофа, последствия которой затронут не только текущее поколение, но и нескольких грядущих», — сказал судья, оглашая вердикт.

С 2012 года в США была полностью отменена оценочная система знаний, введенная в 1980-х по книгам Джонсона. Эксперты отмечают, что пришедшая ей на смену новая система образования во многом напоминает советскую, хотя на официальном уровне это не декларируется.


#9

Александр, я вижу боль в вашем ответе. Поверьте, мои эмоции аналогичны. Но первопричина всех проблем “информационное обжорство”, когнитивная перегрузка или “цифровое слабоумие”. А на уровне биохимии это расстроенная дофаминовая система. И мы не можем сейчас вернуть советскую школу. Дети другие. Учителя другие. Родители другие. Нет уважения к учителю…

А по качеству советского образования подтверждаю. Сходил сдал ЕГЭ по физике на 98 баллов. Без подготовки. Обычная советская школа в небольшом рабочем поселке. Обычный инженерный областной вуз. И отличные учителя!

Как репетитор по информатике не соглашусь по содержанию ЕГЭ. Содержание экзамена это компромисс. Математически выверенный и обоснованный. Нельзя поместить в экзамен всё, т.к. он длится всего 235 минут. Выбрали самые базовые вещи, которые входят и в архитектуру ЭВМ в т.ч. Никаких формул учить не нужно. Комбинаторика решается элементарными рассуждениями.

И я не понимаю заблуждения про “натаскивание”. Натаскать можно собаку выполнять команды или балбеса шагать в ногу на плацу целый день. Если старшеклассник обучается у репетитора на 80++ баллов, то это точно не натаскивание, т.к. думать нужно, а не только реагировать заготовленными методами. Просто ему с учителями и школой не повезло. Ребята пишут, что в большинстве школ дают Paint/Word. Вторую часть ЕГЭ вообще не объясняют. А это программирование!

Задачи на знание протоколов убрали. Давно нет заданий на URL. Осталась лишь одна задача на IP4. Остальные задачи это логика, теория множеств и программирование. Задание 23 задумывалось как “высокой сложности”, чтобы дети не набирали 100 баллов. В прошлом году уже 30% ее решили (за несколько минут решается) и в этом году ожидаем усложнение. А алгоритмическое мышление (не знание языка!!!) отлично проверяется заданием 27, где необходимо разработать алгоритм и выполнить оценку сложности по времени и по памяти.

Никоим образом не хочу оправдывать реформаторов, но они действовали исходя из подписанных международных договоренностей. А это уже к чубайсу… “…знаем, куда ему все наши ваучеры ввернем…”. От Фурсенко услышал цитату: “Делай что должен и будь что будет…”. Через полвека опубликуют все документы, тогда и найдем всех виноватых.

Приведенная в конце новость это фейк. Даже из содержания ясно. Гуглится элементарно. Нельзя долго дурить всю нацию. Тем более человеку без образования.


#10

Вот именно поэтому в советской школе приходилось учить для поступления в вуз не “вопросы по теме”, а весь материал. Потому что могли запросто на той же физике задать абсолютно любой дополнительный вопрос. Или несколько. Невзирая на билет. Контингент себе отбирал вуз, включая в экзамены то, что считал важным. И планку для приема вуз же устанавливал. А сейчас в престижных вузах состязаются за бюджет олимпиадники и стобалльники по ЕГЭ. А потом их валом отчисляют после первой сессии. Потому что - извольте - таковы правила приема! Неизвестно как достал себе 100 баллов по ЕГЭ - и добро пожаловать! Никогда не соглашусь, что ЕГЭ - это хорошо. Ну, может только под дулом автомата…

Ко мне иногда знакомые обращаются с просьбой помочь научить их детей сдать ЕГЭ. Да не проблема! Достаточно два летних месяца между 10 и 11 классами. И тогда вопрос - а для чего это столько лет в школе учить?


#11

обращаются с просьбой помочь научить их детей сдать ЕГЭ … Достаточно два летних месяца между 10 и 11 классами

Какие успехи детей? Статистику можно глянуть?


#12

Я не штатный репетитор, заниматься приходится от случая к случаю и всегда только индивидуально, никаких коллективных обучений. ОГЭ - решают все всегда полностью, включая пару последних задач на компьютере. В прошедшем году девочка сделала всё с резервом более чем полчаса, а занимались мы два раза в неделю март и апрель, а потом повторили все в три дня непосредствененно перед экзаменом. ЕГЭ - пока худший результат был в 2019 году, 95 баллов, школьница изначально не собиралась даже заниматься решением логического уравнения (23 задача - и я девочку прекрасно понимаю, задача - чистый дурдом, ее единицы учителей решают) и не сделала стратегию из задачи 26. Ну и на 27 задаче умудрилась потерять балл. А так, я всем рекомендую написать 2-3 варианта программы в Части 2 по задачам 24, 25 и 27 и они это легко успевают, потому что программировать научить - самое простое, если дети этого сами хотят. Это дает всегда возможность получить по этим задачам максимальный балл (т.е. набрать 10 баллов за три задачи). Мы учим PascalАВС.NЕТ и разницу с Free Pascal, так что дети в равной степени владеют обоими языками.


#13

Замечу, что «утечка умов» никуда не делась, она стала ещё серьезней, стали уезжать и успешные бизнесмены, те, кто хорошо знают иностранные языки, фактически уезжают лучшие и это оценка тех, кто эмигрируют в Европу и Америку.

Да, по разным оценкам коррупция уменьшилось более чем в 4 раза. Только этот результат много стоит. Да, образование в СССР в 60 - 70-е гг. XX в. было великолепным. Но и было ряд условий, с которыми СССР не сталкивался. В то время в вузы поступало примерно 20% выпускников школ, более или менее отбирались лучшие. Сейчас же поступает в вузы более 100% от общего количества выпускников школ, некоторые переучиваются и получают второе и третье образование. Да и, начиная с 80-х гг. XX в. начались системные проблемы, в стране царил застой и стагнация - это сказывалось на образовании, также расцвела коррупция именно тогда. Качество образования стало падать, т.к. экономике не нужны были умные и профессиональные люди, наука была востребована ограниченно только в оборонной сфере. К этому «вернуться» невозможно, как и восстановить Советский Союз.


#14

Это фейк, см.: https://www.zakon.kz/4942703-mon-rk-soobshchil-o-feykovoy-rassylke-o.html и https://news.mail.ru/society/35128468/


#15

В смысле “успешные менеджеры”, которых почуяли запах жареного? Ну так они перевели давно туда свой капитал, отправили семью, теперь и сами …


#16

Нет же одной универсальной причины, да и при этом их миллионы человек.


#17

Князь Горчаков: И что же происходит в России?

Карамзин: Как обычно… Воруют-с…

                               Исторический анекдот

#18

Ловко Вы манипулируете - так вот сразу и все миллионы мигрантов записали в воры. Не могу с этим согласиться, думаю, что такая вот позиция и приводит “к разрухе в головах” как сказал классик.


#19

Не передергивайте. Только “бизнесменов”. Сумма всех богатств страны изменяется не очень быстро. Следовательно, если есть те, у кого их много (“успешные”), то это за счет других, которых они обкрадывают. Простая арифметика. Для меня любой “бизнесмен”, получающий в нашей стране суммарный доход больше 300 тыс рублей в месяц - вор. Из-за него несколько других людей живет за чертой бедности. А вор, как известно, “должен сидеть в тюрьме”. И никакие словесные манипуляции это мое наивное мнение не изменят.


#20

Странная логика. У меня вот моя мать имеет пенсию порядка 12 т.р. Моя зарплата в 6-15 раз больше (рамки даны такие, ибо не принято палить цифры таки). По мнению этого круга людей моя зарплата ничем не обоснована, суть примерно та же, что и у вас в сообщении.

Рынок определяет сам и зарплаты, и стоимость товаров. А я ничего не ворую. И в тюрьме мне сидеть не за что.

Да, у меня зарплаты в 300 т.р. нет и в помине. Но эта точка зрения уже в горле сидит.

Предпринимательский доход в 300 т.р. означает, что то, что он делает, по крайней мере кому-то полезно. Все эти “буржуинские” магазины можно и позакрывать, но жрать будет негде.

А вот ещё вопрос. Эти товарищи - воры? Или все-таки люди, которые определили развитие современного интернета в России? Их тоже сажаем? Или спасибо сказать надо?

У них-то точно доход более 300к в месяц.