@eva, это незаконное положение в трудовом договоре было и раньше, был ещё перл про то, что преподаватели должны сообщать о своей дополнительной работе. Я, например, спокойно всю эту “дребедень” подписал, кстати, такие яркие юридические ошибки говорят очень о многом. Если вернуться к сути, то отмечу моменты:
- Если речь идет об «исключительных правах», то имеется в виду, прежде всего, авторское право (я допускаю, что там вполне могут быть и патенты, ноу-хау – не совсем к нашей ситуации относится). Согласно ст. 1288 ГК РФ, ст. 1233 ГК РФ договоры, а равно оговорки, связанные с переходом исключительных прав на произведения, включая патенты, статьи в газетах, журналах, рукописи, программы для ЭВМ, СУБД, HTML-коды, интерактивные мультимедийные произведения и проч. перейдут заказчику (в нашем случае ЮФУ) только при строгом выполнении двух условий:
1.1. Наличия в договоре, соглашения (только в письменном виде) положения о вознаграждении в пользу автора, эта сумма должна быть справедливой и явной, т.е. нельзя написать, что она там «внутри» зарплаты или составная часть зарплаты, если это не сделать, что исключительные права «по определению» не перейдут никуда и останутся у автора;
1.2. Наличие в договоре, соглашении и т.д. указания на конкретное задание и описание перемета передаваемых прав. Если это статья, то должно быть указаны: примерное название, отрасль науки техники, примерный объем для начала, если это программа для ЭВМ, то техническое задание! Передать «все» на будущее автор не может, даже если захочет, т.е. “интеллектуальное рабство” в России не узаконено, странно, что люди, составляющие эти документы, этого не знают.
Из этого и предыдущего правил есть исключения для так называемых «служебных произведений». Это ситуации, когда работник специально нанимается для создания таких произведений и у него в трудовом договоре это написано и написано, что именно за это он получает зарплату.
Примеры: рядовой архитектор в проектную организацию, научный работник в НИИ и т.д. Но и здесь все сложно, т.к. работодатель должен не просто создать специальный договор (эффективный или неэффективный), но и должностные обязанности должны быть с указанием на эти виды работ, задания или планы, которые такой работник будет подписывать как равная СТОРОНА договора.
Если говорить о нашей ситуации, то можно сказать, что точно авторские права переходят на содержание индивидуальных планов преподавателей (мне не жалко), права, что создаются в рамках индивидуальных планов, но это если там грамотно и правильно написано. Перейдут права на лекции и семинары только на момент проведения самого занятия, а вот уже права на аудиовидеофиксацию занятия не перейдут заказчику и т.д. Я наблюдал, но у нас об этом вообще никто пока не задумывается.
Относительно статей у научных работников в НИИ нужно смотреть планы, профили деятельности отделов, подразделений самого НИИ. Теоретически, если научный сотрудник напишет статью по иной теме, не по той, по которой специализируется НИИ или отдел, где он работает, то служебное произведения может и не возникнуть.
Т.е. вывод простой, если это подписать и работодатель не будет выполнять тонну (=большое количество) формальностей, ничего вообще не перейдет вузу, а останется у авторов.
Относительно других мест работы, составители «контрактов» забыли, что есть ст. 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. …», т.е. никаких принуждений, даже «информационных» в России не допускается.
Вот такие «неэффективности» в, возможно, «эффективном» контракте, кстати это очень хорошие кейсы для обучения. Конечно, в этих документах есть и иные грубые ошибки, неточности.