Философия в вузе и жизни

В «Учительской газете», № 7 от 13 февраля 2018 г. вышла интересная статья под названием «Философия: инструкция к применению», автор - кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Вера Владимировна Афанасьева. В.В.Афанасьева уже известна нам по другим публикациям, которые вызвали большой резонанс в СМИ. Полный текст статьи «Философия: инструкция к применению» доступен здесь.

В статье автор поднимает вопрос о практической пользе философии. Автор выделяет несколько весомых аргументов:

  1. Философия учит быть терпимым к разным аргументам, мировоззрениям, воспринимать и анализировать их. Актуально это сейчас, т.к. разные идеологии и мнения проникают всюду, появляются новые, часто современники судят о них слишком поверхностно, в рамках черно-белых тонов и т.д.
  2. Философия учит нас доброй, спокойной, полезной жизни, что достаточно широко можно понимать. Семейные отношения, духовная жизнь, польза для здоровья. Приводится пример йоги, которая, как всем понятно, полезна. Но в западной философии и почти во всех направлениях мысли есть много философских учений о правильной жизни, питании, воспитании детей, отношениях и т.д.
  3. Философия способствует решению и спокойному отношениях в конфликтных ситуациях, их пониманию. В последние десятилетия мы стали свидетелями экономических, политических кризисов, природных катастроф, нестабильности и т.д. Как к этому относиться, как это пережить? Все эти ответы есть в философии.
  4. Понимание законов развития политических, социальных систем, защита от манипуляций и чуждых идеологий создает здоровое и рациональное отношение.

Тем не менее, автор признает, что у вузов много проблем с преподаванием философии, поэтому практическая сторона веселой, полезной и увлекательной философии, к сожалению, недоступна.

Также в 2016 г. вышел интересный короткометражный фильм при поддержке Министерства культуры РФ и греческой туристической ассоциации «Философия».

2 лайка

Фильм «Философия» (длительность: 14 минут 26 секунд) - очень смешно и остроумно говорит о «вечных темах» (время, жизнь, смерть, обучение, сама философия и т.д.), причем там именно вузовские отношения.

1 лайк

Философ Елена Брызгалина о целях и сложностях преподавания философии в вузах в видео- на постнауке:

Преподавание философии в высшей школе. (Длительность: 11 мин. 45 сек.)

Некоторые хотят видеть в философе-преподавателе гуру, который знает ответы на все вопросы, либо получить ответ только на узкий вопрос, который ему интересен. Также возникают вопросы снижения интереса к письменной культуре. Однако, сложно представить современного профессионала, который не обладает элементарными знаниями в области философии, отсюда её обязательность в аспирантуре истории и философии науки.

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины Елена Брызгалина в интервью:

«Замечу, что сегодня огромные ресурсы тратятся в системе образования, чтобы перейти от знаний к компетенции. Скоро и это устареет. И образование должно будет учить другому — управлению собственными ресурсными состояниями».

1 лайк

Сложность понятия «сознание» - пока ещё нерешенная философская и научная проблема.

См. ролик (длительность 18 мин. 34 сек.) австралийского философа Дэвида Чалмерса, который полагает, что сознание — фундаментальный аспект нашего существования: «Ни с чем мы не имеем дела более непосредственно… но в то же время это самый загадочный феномен Вселенной». Чалмерс сравнивает сознание с кинофильмом, прокручивающегося у нас в голове, только этот фильм намного интересней: картинки, звуки, ощущения, запахи, вкусы, ощущения тела, эмоции. Это и есть сознание, через которое мы взаимодействуем. Обсуждается несколько подходов, чтобы объяснять это сложное явление, в том числе панпсихизм.

С 2014 г. пока ничего кардинального не придумали и поэтому выступление Д.Чалмерса на тему «Как объяснить сознание?» на TED актуально.

1 лайк

Проблема демаркации наук. Это философский вопрос и, кстати, один из ответов на вопрос: "Почему учёным жизненна нужна философия?

А какая теория более научная, чем другая? Почему до XIX века все науки старались быть похожими на физику? Правильно ли это?

До сих пор встречаю попытки, достойные лучшего применения, когда “естественнонаучные” инструменты пытаются применять в социологии, экономике, философии, истории, психологии и т.д. Смотрите небольшое видео- декана факультета социальных наук, заведующего кафедрой социологии, руководителя программы “Фундаментальная социология” МВШСЭН (известная как “Шанинка”) Виктора Семёновича Вахштайна:

1 лайк

Весьма любопытно:

“Научный баттл, или Битва престолов. Как гуманитарии и математики не поделили мир” (2019) Брокшмидт А., Шульц Д. Научный баттл, или Битва престолов. Как гуманитарии и математики не поделили мир. - М.: АСТ, 2019. - 224 с.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, что важнее: физика, химия и биология или история, филология и философия? Самое время поставить точку в вечном споре, тем более что представители двух этих лагерей уже давно требуют суда поединком. Из этой книги вы узнаете массу неожиданных подробностей о жизни выдающихся ученых, которые они предпочли бы скрыть. А также сможете огласить свой вердикт: кто внес наиценнейший вклад в развитие человечества - Григорий Перельман или Оскар Уайльд, Мартин Лютер или Альберт Эйнштейн, Мария Кюри или Томас Манн?