В статье “Как США смогли обойти Россию и Китай в математике” Ира Соломонова анализирует причины успеха американцев, думаю, что этот текст достоин обширного цитирования.
Результаты Международной математической олимпиады (ММО) в 2015 году стали неожиданностью для многих: первое место заняли США, которые последний раз получали золото 21 год назад.
Оно стало следствием того, что автор статьи называет новой педагогической экосистемой, почти полностью независимой от школьной программы и развивающейся онлайн и в богатых городах. Вот основные черты этой экосистемы.
В последние годы в США бурно развиваются летние лагеря для школьников, заинтересованных именно математикой. Если раньше в стране было лишь небольшое количество таких мест, то теперь их десятки. Летние лагеря вроде AwesomeMath или Epsilon Camp открывают свои двери для детей, которые любят математику, но не обязательно числятся в юных гениях.
В Кремниевой долине и других технологически продвинутых городах и регионах появляются математические кружки, существующие на средства благотворительных организаций и имеющие порой всего одного преподавателя. В них могут вести занятия не знаменитые математики и академики, а недавние выпускники университетов, но во многих родителям приходится вставать в длинный лист ожидания, чтобы записать ребенка. По словам Ричарда Ружика, основателя частного центра «Искусство решения задач» (Art of Problem Solving), интерес к небольшим математическим кружкам среди американских семей «выглядит безграничным».
Родители воспринимают негосударственные центры по обучению математике даже не как дополнение, а как замену урокам, которые дают школы, отмечает Тайр, особенно когда речь идет об учениках младших и средних классов. Главное и важное отличие школ и кружков состоит в том, что первые заставляют запоминать правила и следовать им как инструкции, вторые же стараются развивать способность размышлять и самостоятельно искать решения логических проблем, применяя полученные знания на опыте. Многие преподаватели математики утверждают, что запоминание в их предмете вообще контрпродуктивно и убивает тягу к знаниям.
За популярностью математики стоит не только повальная любовь к предмету. Согласно Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics), рост экономики США будет опираться главным образом на так называемые STEM-области, то есть науку, технологии, инженерию и математику, и труд специалистов в этих областях будет очень хорошо оплачиваться.
Хотя система школьного образования предпринимает попытки улучшить преподавание математики, ее результаты нельзя назвать заметными, считает автор статьи. Именно поэтому дети отправляются в кружки: без них разрыв между хорошими школьными оценками и уровнем знаний, который требуют ведущие университеты, оказывается слишком велик.
К сожалению, математика в США – это клуб для богатых. Большинство дополнительных программ платные, а значит, они становятся недоступными для малообеспеченных семей. Год в математической школе может стоить $3000, а месяц в лагере или центре, обеспечивающем ребенку питание и проживание, обходится вдвое дороже. Вот следствие: если в Южной Корее один из четырех математически одаренных детей будет из бедной семьи, то в США такой ребенок будет один на девять учащихся. Решением этой проблемы занимаются как частные центры, разыскивающие талантливых ребят из небогатых семей, так и специальные программы для одаренных детей (которые, впрочем, критикуют), но факт остается фактом: к концу старшей школы процент бедных среди хорошо успевающих по математике учеников стремится к нулю.