В Стокгольме в самом разгаре Нобелевская неделя - одно из самых значимых событий в мире науки.
Уже присудили премии за достижения об области физиологии и медицины, физике, химии.
Церемония награждения лауреатов пройдет по традиции 10 декабря, в день смерти Альфреда Нобеля.
Сумма каждой из Нобелевских премий в 2018 году составляет девять миллионов шведских крон (около миллиона долларов).
В Nature выходит статья о проблемах Нобелевской премии, которые сейчас активно обсуждаются. Уже приняты решения о том, чтобы более активно выдвигать женщин на престижную награду. Например, по физике премию пока еще не получила ни одна женщина за последние 50 лет и только одна - по химии.
В истории наград женщины выиграли только 3% научных премий (см. «Нобелевский дисбаланс»), и подавляющее большинство обратилось к ученым в западных странах.
Нобелевский комитет будет преодолевать гендерную и географическую дискриминацию. Например, в письмах с предложением выдвигать кандидатов будут специально упомянут вопрос о женщинах, предлагается выдвигать ни одного, а трех кандидатов.
С одной стороны любой разумный стимул (гонорар, титул) должен помогать, а с другой – чисто показуха… Все люди изначально разные, поэтому абсурдно “уравнивать” по вымышленным критериям–по расе, полу (включая трансгендеров, “свободных” и “неопределившихся”), возрасту/знаку зодиака, континенту, именам и прочему, скорее блажь, шоу для отмывки средств
Замечу, что несмотря на все недостатки Нобелевская премия сыграла и продолжает играть важнейшую функцию популяции науки. Впервые ученые могли за свои труды получать суммы, которые ранее были недоступны учёным. Все СМИ писали об успехе, что сильно повысило внимание к науке, высшему образованию, в конце-концов даже к тому что есть столько университетов и т.д. Думаю, что само по себе это уже большое достижение.
Поскольку мир быстро меняется, логично, что и эта престижная премия тоже будет меняться, конечно, не без кризисов. Кризисы закономерны при любом развитии.
Это даже не блажь, а откровенная тупость во имя мнимого “баланса”. Реваншизм посредственностей. Ради выдуманной неолибералами “политкорректности” повсеместно отвергают здравый смысл и искажают объективные критерии.
Дети вон еще ни разу Нобелевку не получали – требую устранить дискриминацию детей! У них же тоже есть мозг и хорошие мысли иногда. А на Мисс Мира почему не номинируют мужчин?! Нехорошо-с.
Ну да, осталось только нацизмом бравировать - другая крайность!
Вот именно, что нужен баланс. Ничего другого цивилизации с её 7,4 млрд. чел. не поможет. Никакая “победоносная война”.
Если, конечно, верить в то, что женщина или чернокожие менее способны, то усилия напрасны. Тем не менее, все исследования гендерных, расовых различий говорят о том, что различия между расами и полами есть. Но они не так кардинальны, как несколько столетий придумывали расисты Что касается ума, то разница настолько ничтожна, что о ней говорить смешно. Да, женщины в определенных условиях иначе думают, так это скорее преимущество, чем недостаток. Давно известно, что одна из трех чернокожих рас (там из 3!) очень хорошо умеет бегать, поэтому в мировых первенствах мы их везде видим и … великолепные способности к математике.
Вы это мне сейчас серьезно про браваду нацизмом?! Сон плохой приснился?
Меня всегда поражали такие реакции у некоторых людей: ты им про здравый смысл и объективные критерии – а они тебе в ответ про нацизм, расизм, жуткую дискриминацию и прочий воспаленный бред.
Может хватит уже передергивать, из-за таких последователей псевдобаланса во всем в мире начинает процветать отрицательный отбор и позитивная(?) дискриминация во всех сферах жизнедеятельности – в политике, управлении, образовании, медицине, теперь вот и до большой науки это докатилось.
Вам самому-то не страшно когда-нибудь попасть на стол к бездарному хирургу, который поступил в мед. ВУЗ исключительно по квоте для, скажем, ЛГБТ-меньшинств, учился на дутые тройки (лишь бы не обвинили в дискриминации!) и диплом которому выдали во имя пресловутой политкорректности?
– Ура, товарищи! У нас процент докторов-недоучек теперь пропорционален проценту сексуальных и расовых меньшинств в целом в обществе! Но нельзя на этом останавливаться! Догоним и перегоним! Дебилы тоже люди и хотят престижной работы, денег и славы. Нельзя их дискриминировать!
Это кажется полным абсурдом, но ведь к этому все идет постепенно. Меня такая тенденция сильно беспокоит, не хочу жить в “политкорректном” обществе идиотов и, тем более, зависеть от них в чем-то.
В том и дело, что “торговец смертью” хотел обелить своё имя и учредил пять премий, чтобы поднять престиж в науке, литературе и антивоенной сфере, а теперь даже политкорректно избранные лауреаты и номинанты как-то обмельчали, скатываясь в очередное “Eurovision” с Кончитами Вурст, однако…
Во-первых, вы сами себе противоречите: с одной стороны признаете, что разница объективно есть, но с другой стороны вам лично она смешна.
Как известно, практика – лучший критерий истинности. И факты говорят о том, что во многих сферах эта разница существенна – вы сами привели пример с африканскими бегунами, их никто по квотам не двигал наверх и медали не дарил, они заслуженно их получили, т.к. у них есть врожденные преимущества, и среди прочего – повышенная выносливость из-за большего уровня эритроцитов в крови (в среднем по сравнению с европейцами и азиатами). – Караул! Даешь фору европеоидам и монголоидам на Олимпиаде ради баланса!
Аналогичная история и с футболистами, и с баскетболистами, например. Количественный дизбаланс налицо, но это объективная реальность, нравится нам это или нет. А вот в плавании уже все наоборот – врожденное преимущество у европейцев. У многих выходцев из Африки – очень плотные и тяжелые кости скелета, это медицинский факт. Есть и другие особенности – коренастость, более короткие руки и ноги. Поэтому многие из них вообще не плавают никогда, им сложнее держаться на плаву. И т.д. и т.п.
У женщин тоже есть свои прирожденные особенности, в т.ч. отличия в строении, функционировании и развитии мозга. Также и с психикой – она у них значительно отличается от мужской (не обязательно в худшую сторону). Не говоря уже о нестабильном гормональном фоне и его существенном влиянии на поведение, оценку ситуации и принятие решений. Отличий в целом и в деталях – море! Поэтому в некоторых сферах деятельности в среднем лучше проявляют себя мужчины, а в некоторых – женщины. Игнорировать эти объективные факторы – просто безответственно и глупо!
И не надо приводить примеры каких-то исключений – я говорю о массовых отличиях, в том числе доказанных научно, а не об исключительных индивидуальных особенностях.
Нет. Мне она “смешна” в том плане, что различия имеются вовсе не по критериям “ум”, в совершенно по другим аспектам. Т.е. женщины также умны, как и мужчины и поэтому объяснить 3% нобелевских лауреатов никак разностью способностей нельзя. Остальные факторы и критерии тонких отличий описывать не имеет смысла, т.к. это нерелевантно для осуждения здесь.
Насчет замыслов “торговца со смертью” я бы не стал так интерпретировать, т.к. он был немногословен, мало давал интервью СМИ и т.д. Думаю, что всё-таки лучше внимательно читать, что в завещании написано, именно этим сейчас и пытаются заняться.
Извините, но Вы тут говорите только одной из 3-х рас в Африке, только одна обладает описываемыми Вами чертами и то, тут следует многократно уточнять Ваше описание. В беседе-интервью с академиком, антропологом, лингвистом В.В. Ивановым, во второй части цикла бесед «Целесообразность человека» (интервью брала ученица Иванова В.В., журналист Ю.Латынина) относительно рас в Африке указано:
«Это койсанская раса на юге Африки, они темно-коричневые, маленькие, но изящные, и у женщин сильно выражена стеатопигия: задница у них очень объемная. Это капоидная раса — пигмеи, живущие разбросанными группами в дождевых лесах. Пигмеям хуже всех, они недавно жаловались, что в Конго во время гражданской войны на них охотились, как на диких зверей, и ели, причем все стороны конфликта. Во многих африканских странах бедолаги пигмеи не имеют статуса граждан. Ну и собственно негроидная раса — высокие, статные, о которых муза Гитлера Лени Рифеншталь, большая поклонница физического совершенства, снимала фильмы к концу жизни. Вот я думаю, что большинство наших читателей не знает, что Африка населена тремя различными расами».
Сам академик В.В. Иванов говорит о том, что вопрос сложный и пока малоизученный:
«Как лингвист я следую классификации Джозефа Гринберга, принятой большинством африканистов. Койсанская семья, возможно, древнейшая, сохранилась на юге Африки. А севернее есть две основные макросемьи: нигер-конго и нило-сахарская, возможно, они связаны друг с другом, но не с койсанской. Пигмеи лингвистически недостаточно изучены, но можно считать, что первоначальные языки пигмеев сохранились только в виде небольшого числа оставшихся (субстратных) слов — все их племена перешли на языки соседей. Были ли они по языку связаны с койсанскими, пока точно не выяснено».
Поэтому я бы не стал спорить с антропологами и быть столько категоричным в расовых оценках. Тем более, мы живем в стране, которая в свое время очень сильно пострадала от нацистов и расистов. Думаю, что накладывает дополнительные условия для того, чтобы давать далекоидущие оценки. Понятно, почему и в мире в науке эти вопросы пока мало изучены и исследования мало продвигаются.
Тем временем Нобелевский комитет присудил премию мира 2018 врачу из Демократической Республики Конго (ДРК) Денису Муквеге и иракской правозащитнице езидского происхождения Наде Мурад Басе Таха.
Премия присуждёна за вклад борьбе с тем что объективносуществует:
«В сообщении Нобелевского комитета отмечается, что награда присуждена им «за усилия в деле прекращения сексуального насилия как орудия войны и вооруженных конфликтов».
«Каждый из них по-своему помог привлечь внимание к сексуальному насилию в военное время, с тем чтобы насильников можно было бы привлечь к ответственности за их действия», — говорится в сообщении норвежского Нобелевского комитета».
Т.е. притеснения отдельных этносов, рас, лиц с определенными религиозными убеждениями, женщин продолжаются и этот факт заставляет в том числе общественность и Нобелевский комитет думать о том, чтобы, например, процедуры отбора кандидатов сами по себе не генерировали неравенство в научном мире. Думаю, что эти усилия стоит поддерживать.
Относительно перекосов в этой сфере (борьбы за равенство) также важно говорить. Например, совсем недавно знаменитый философ Кен Уилбер написал книгу «Трамп и эпоха постправды» (книга переведена на русский язык), где он последовательно анализирует причины серьезных политических изменений на Западе (Трамп, Брекзит, «обратный апартеид» в ЮАР, результаты выборов в некоторых европейских странах и т.д.) и приходит к выводу о том, что одной из причин является «сверхполиткорректность», порожденная крайними проявлениями постиндустриальной волны в научном мире, в социуме, в политики в последние 30 лет. Тем не менее, это не отменяет того, что угнетаемые социальные, этнические группы и т.д. нужно защищать от насилия.
Нобелевский комитет присудил премию по экономике двум американцам – Уильяму Нордхаусу из Йельского университета и Полу Ромеру из Stern School of Business при Нью-Йоркском университете. Так эксперты Королевской академии наук Швеции оценили разработку ими «методов, затрагивающих некоторые из наиболее фундаментальных и острых проблем нашего времени, касающихся долгосрочного устойчивого роста мировой экономики».
Экономисты разработали «фундаментальные оценки причин и последствий технологических инноваций и климатических изменений», говорится в заявлении Нобелевского комитета.
Работы Ромера заложили основы того, что сегодня называется теорией эндогенного (то есть обусловленного внутренними факторами) роста, отмечается в заявлении Нобелевского комитета. Сейчас эта концепция есть почти во всех учебниках по макроэкономике. Нордхаус первым в середине 1990-х гг. построил модель, описывающую взаимное влияние экономики и климата в мировом масштабе.
В России в последние 10 лет вклад инноваций в рост производительности в экономике, «к сожалению, практически неотличим от нуля – просто потому, что сама производительность росла темпами ниже 1% в год», сказал «Ведомостям» Гуриев. «Рецепты для сегодняшней России напрямую вытекают из исследований нобелевских лауреатов и их коллег. Во-первых, необходимы защита прав собственности, эффективные и независимые суды, борьба с коррупцией, защита конкуренции и развитая финансовая система. Во-вторых, инвестиции в человеческий капитал. В-третьих, прекращение изоляции и реинтеграция в мировую экономику», – считает он.