И, кстати, у нас в стране произошел скачок в эту сторону: в
нормативной базе на государственном уровне приняты новые
образовательные стандарты и дошкольного, и школьного образования, они
несут другую образовательную парадигму, задают другой вектор. Среди
приоритетов названы необходимость научить человека самостоятельно
учиться, высказывать свою личную позицию, применять знания, полученные
в одной области для решения задач в другой области. Сотрудничать с
другими людьми и совместно выстраивать новые знания, находить решение
самых разных задач. Все это вещи, которые были в самом низу списка
образовательных целей, а теперь внезапно оказались формально самыми
важными.
Опыт разных стран:
Финляндия заслужила репутацию страны с невероятно эффективной
образовательной системой. Финские школьники регулярно оказываются на
высоких местах в основных международных рейтингах оценки школьного
образования — таких, как TIMMS, PIRLS или PISA. В этом году местные чиновники решились на новую — радикальную — реформу: школы по всей стране отказываются от преподавания «предметов» и переходят к преподаванию «тем». Мотивация такова: ученик, который изучал отдельно несколько часов математики в неделю, отдельно — биологии и отдельно — истории, получает, с одной стороны, слишком много специфических, абстрактных знаний, с другой — не обретает навыка сочетать полученные в разных областях знания для решения повседневных задач. Теперь школьники будут изучать не физику с химией, а «феномены», например, «ресторанное обслуживание», где пригодятся знания и математики, и иностранных языков, и развитые коммуникационные способности, или «Европейское сообщество», в курс по которому войдут история, география и экономика. Речь здесь не об отдельном образовательном эксперименте, а именно о новой концепции образования на уровне всей страны.
В конце 2014 года Открытый университет Великобритании представил 10
педагогических трендов, которые, по мнению исследователей, окажут
влияние на образование в ближайшие годы. Один из них — концепция
«перевернутого класса»: школьники или студенты слушают лекции (в виде
видеоролика или подкаста) и/или читают учебники дома, а «домашнее»
задание делают в классе. Один из них — концепция «перевернутого класса»: школьники или студенты слушают лекции (в виде видеоролика или подкаста) и/или читают учебники дома, а «домашнее» задание делают в классе. Действительно, «откройте учебник на странице 35 и прочтите параграф номер 8» не кажется слишком разумной тратой того непродолжительного времени, что учитель и ученик проводят вместе. Идея «перевернутого класса» родилась еще в середине 1990-х, но особую популярность приобрела в последние годы на волне распространения всевозможных методов онлайн-обучения — от видеолекций на TED до полноценных электронных университетских курсов на Coursera. В 2011 году на перевернутое обучение полностью перешла школа Clintondale High School в Мичигане, США, на тот момент одна из худших в штате. Уже в следующем году процент неудовлетворительных оценок по математике в 9 классе там снизился с 44 до 13 процентов, а по английскому языку — с 52 до 19 процентов. Тренд постепенно добирается и до России, например, перед началом этого учебного года в Ростовской области был объявлен педагогический флешмоб по «перевернутому обучению».
Большинство образовательных экспериментов так или иначе связаны с
отказом от привычных атрибутов классической школы. В этом смысле
конкурировать с открывшейся еще в 1972 году в канадском Торонто ALPHA
Alternative School сложно: здесь отказались и от оценок, и от домашних
заданий, и от четкой программы, и от любой учительской диктатуры —
большинство решений путем голосования принимают сами ученики. В 1972
году, в 40-летий юбилей школы, фотограф Майкл Баркер сделал арт-проект
про первый выпуск Alhpa — фотографии выпускников в школьные годы и
четыре десятилетия спустя. Врачи, дизайнеры, музыканты и инженеры — в
социальном отношении они добились ничуть не меньших успехов, чем
выпускники обычных школ. Почти невероятно, что школа, в которой нет
четкой программы и дисциплины, не только проработала так долго, но и
стала образцом для создания в 2007 году Alpha II Alternative School —
в нее принимают старшеклассников, тогда как ALPHA Alternative School
рассчитана только на детей возраста младших и средних классов. Кстати,
название школы — аббревиатура A Lot of People Hoping for an
Alternative, то есть «Много людей, надеющихся на альтернативу».
Перевернутый класс имеет смысл только в тех ситуациях, когда студенты достаточно самостоятельны, а преподаватель нужен только для консультации, уточнений.
И многое зависит от самого преподавателя. Например, курс по Алгоритмам у @bravit был очень хорош, и я много усвоил именно из лекций. А тяжёлые доказательства на алгебре у В.С.Пилиди, которые требуют вдумчивого разбора и определённых размышлений, действительно легче смотреть дома, а позже задавать вопросы.
Всё это довольно индивидуально, от студента к студенту.
@Goga, мне кажется, что если внимательно подумать, то слушать лекции и читать учебники чаще всего намного проще самому, да и потом всегда можно составить список вопросов, что в 100 раз эффективней, чем пассивно слушать лекцию. А вот делать упражнения, тем более если там идет отработка практических навыков лучше делать в аудитории и коллективно. В этом то и мысль…“перевернутого обучения”, хотя, конечно, есть и исключения и есть 90% невербальной коммуникации, которая передаются только непосредственно, даже видео- не ухватывает и половины. Бесспорно, если мне предложить слушать лекцию “вживую” и в записи - я выберу первое, т.к. любой лектор всегда ориентируется или имеет в виду конкретную аудиторию. Но и делать упражнения дома - тоже спорно. Ведь, никто не будет спорить, что делать практическое домашнее задание по “хирургии” - бред. Так точно и с любой практикой.
Ну и конечно, есть экономические факторы, которые даже больше “довлеют” над образованием. Растет число студентов, в приводимом примере ОУ GB учится по данным на 2003 г. 200 тыс. студентов, 3 млн. прошло обучение в 50 странах мира. Никакие тотальные очные лекции тут не способны выполнить задачи обучения. Отсюда распространение дистанционного обучения в ОУ, конечно, этот университет обладает спецификой, но он стал СТАНДАРТОМ в GB. Отсюда во врезке ссылка на целую страну. Но они умудряются все-таки упражнения и практику делать очно. И это очень сложная задача при такой численности и логистике. Конечно, опыт таких учебных заведений нужно внимательно изучать, т.к. они и есть будущее.
Я добавлю свои пять копеек - рассмотрим подготовку инженеров. Так сказать, механических инженеров, то есть в области механики. У них есть практика. Сколько бы не смотреть видео как оно выглядит и не рассчитывать все и вся на компьютере, “живая практика” этого не заменит. То есть в ряде специальностей все по крайней мере частично останется по-прежнему.
Есть еще разные способы читать лекции. Кто читает сухую теорию, сейчас это все меньше, да и по практическим курсам невозможно стало. А кто кучу примеров, решает задачи, кейсы/казусы разбирает и т.д. У нас преподавал юрист один в свое время, так он беспрестанно рассказывал примеры из судебной практики, было интересно и даже захватывающе. Сейчас этот преподаватель судья 15 апелляционной инстанции. Однако не всем нравиться, когда так одну практику преподают, кто-то без теории жить не может. Т.е. сложно найти универсальный баланс. Идеальным, возможно, будет все стили по понемногу использовать, но это такой зоопарк получается.
Это сложно объяснить, но иногда опредмеченные темы просто нереально объяснять иначе, тем более если ты никогда ранее с этим на практике не сталкивался. Например в юриспруденции если начинать тему “Наследование” с теории, то мало кто поймет, т.к. нужно начинать с Древнего мира, немного знать латынь, потом историю советского периода этого института и т.д. А вот если привести пример сложного дела, то много теоретических элементов системы станет сразу “живыми”. Впрочем, многое зависит от стиля мышления, есть же:
дедуктивное;
индуктивное;
традукция при восприятии информации и особенно новой информации у людей.
И для дедуктивного восприятия, конечно, начать с примеров будет неприятно для слушателя. А вот для индуктивного при определенных условиях и традуктивного мышления - очень хорошо.
Эдгар Дейл в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения,
пришёл к выводу, что:
— слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это
НАИМЕНЕЕ эффективный способ выучить что-либо;
— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни
– это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.
Участие в дебатах или доклад на семинаре и его обсуждение обладает эффективностью 70% (здесь процент запоминаемого материала), нежели чем чтение (10%) и прослушивание (70%).
Вот, после получения очередного письма от коллег из очень развитых стран с роликом про образование, решил поделиться.
и с русскими субтитрами
http://aftershock.su/?q=node/356214
Утрировано конечно, но…
То же самое раньше говорили про учебники: зачем нужны лекции, если всё написано в учебниках? Лекции всё-таки нужны как форма взаимодействия. Лекции лекциям рознь, конечно…
Есть разные форматы лекций, где Вы можете полностью включиться и тогда процесс познания будет глубже, просто нельзя мыслить шаблонами, когда слова “лекция” включает в Вас некий неудачный опыт в жизни. А что ты сделал для того, чтобы ТЕБЕ было интересно?
Готовилась сейчас к экзамену по маркетингу и вспомнила, как приехала 3
года назад в Россию (не СССР), чтобы за год пройти два и сдать ЕГЭ.
Честное слово это был ад какой-то. Я думаю, что я не единственная, кто
считает, что систему образования в России надо менять…