«Теории и практики» законспектировали выступления участников во время дискуссии «Образование будущего: альтернативы и возможности» на Петербургском международном экономическом форуме.
Луэни Морелл, директор компании Lueny Morell & Associates, руководитель InnovaHiEd:
Мы живем в мире VUCA (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity) — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Здесь много возможностей — и огромная конкуренция. Это в полной мере касается и образования. В топ-5 рейтинга конкурентоспособности стран (рейтинг глобальной конкурентоспособности The Global Competitiveness Index. — Прим. ред.) входят государства, уделяющие значительное внимание развитию высшего образования во всех областях (по данным за 2014–2015 годы, это Швейцария, Сингапур, США, Финляндия и Германия). Туда же идет наиболее значительный поток миграции, а значит, идеи и умные головы. Эти страны знают формулу развития экономического и инновационного потенциала: «Образование = экономическое развитие». Проблема в том, что многие университеты живут прошлым: учат современных студентов по программам XX века в аудиториях XIX столетия. Такое образование не способно решать поставленные перед ним задачи. Мы переживаем четвертую техническую революцию, люди и машины активно взаимодействуют.
Далее, Л.Морелл говорит о шести принципах, например, что в вузах должен большую роль играть бизнес и производство, включение новых технологий в образовательный процесс и т.д.
Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ):
«Стартапы и крупные IT-компании отнимают у высшего образования рынок, делая то же самое, но дешевле, эффективнее и быстрее»
Граница между высшим, средним, дополнительным и любым другим образованием постепенно исчезает, и тогда никакого смысла в системе высшего образования нет. Все эти функции легко организуются другими агентами — причем быстрее, дешевле и эффективнее.
Положительные отзывы тоже есть. Анастасия Бутрым, директор Британской высшей школы дизайна:
Представьте, что в мире нет ни одного вуза в течение, например, двух лет. Разве все сразу бросятся заниматься самообразованием и все востребованные вакансии заполнятся? Не все так плохо в высшем образовании. Да, бывают устаревшие методики. Да, кажется, что слишком долго. Но в большинстве случаев люди, которые жалеют о полученном высшем образовании, просто ошиблись с направлением или вузом.
Поэтому важно, чтобы родители показывали детям возможные пути развития и с уважением относились к их выбору, а профессионалы в сфере образования помогали вузам быстрее наладить взаимодействие с индустрией, оперативнее реагировать на запросы социума, иметь современную ресурсную базу, мотивированных преподавателей-практиков и доступ к глобальным знаниям. Именно высшее образование является фактором, который влияет на качество человеческого капитала. И альтернативы, я считаю, пока нет.
Подавляющее мнение было отрицательным и это представители IT-индустрии, дизайна.