Причина снижения академической мобильности студентов в мире

Научно-образовательный портал IQ НИУ-ВШЭ провел и опубликовал исследование, связанное с де-мобилизацией студентов.

В 1990-х – 2000-х годах учащиеся активно ездили за рубеж в поисках лучших образовательных услуг. Их мобильность только росла. Так, в 1995 году, по данным ОЭСР и ЮНЕСКО, за пределами своей страны обучались 1,7 млн человек. А в 2012 году международных студентов было в 2,7 раза больше — 4,5 млн.

Однако уже в том же 2012 году мобильность начала буксовать, подчеркивает Дирк ван Дамме. К 2015 году к этим 4,5 млн человек добавились лишь 100 тысяч. По словам исследователя, это «новый структурный феномен», который объясняется политикой как импортеров, так и экспортеров образовательных услуг.

Две причины сформулировал Николай Подосокорский в ЖЖ:

Первая:

В странах, откуда едет больше всего студентов, резко повысилось качество образования. Китай и Индия инвестировали немало средств в свои вузы. В результате, поясняет автор, «китайские университеты настойчиво карабкаются вверх в международных рейтингах, с каждым годом улучшая свои позиции».

Вторая:

В то же время, и многие страны–поставщики образовательных услуг изменили политику. Они явно охладели к студентам из-за рубежа. Это уже произошло в Великобритании, США и Австралии и начинает происходить в Нидерландах, Швейцарии и Швеции. Такое восприятие миграции в этих странах «только усугубилось на фоне кризиса с наплывом беженцев, из-за чего кардинальным образом изменилось и отношение к иностранным учащимся», подчеркивает исследователь. «Каждый день в СМИ слышатся популистские <…> обвинения в том, что иностранные студенты хотят только одного — осесть в принимающей стране, что они отнимут рабочие места у местных», — добавляет автор. Этот политический курс сказывается на академическом рынке труда. Центры международного образования зарабатывают меньше, чем могли бы.

А это означает явное уменьшение доходов вузов. Приток студентов из Индии снизился на 19%, по данным Национального научного фонда США. В целом уменьшение образовательной миграции привело к тому, что многие научные лаборатории в американских университетах испытывают дефицит персонала.

В Соединенном Королевстве доля иностранцев среди учащихся (19%) не растет с 2013 года.

В критике (вторая причина) содержится «экономический аргумент» о том, что приезжие студенты в будущем могут занять рабочие места. Этот аргумент несостоятелен и был проверен рядом экономических исследований и экспериментов. Даже неквалифицированная миграция не отнимает рабочие места, а всегда создает новые. Квалифицированные кадры - всегда стимул для экономики и интенсивного роста ВВП на душу населения. Это, кстати, та миграция, которая за последние 30 лет превратили США в научного и экономического глобального лидера.

3 лайка

Не будучи ни разу специалистом, хотелось бы отметить следующее наблюдение. Дело не только в том, что улучшилось образование “на местах”. Дело еще и в том, что “на местах” появились существенно больше возможностей найти работу, соответствующую ожиданиям.

Например, в Польше раньше многие студенты, аспиранты и молодые специалисты стремились выехать зарубеж, чтобы подработать и, возможно, остаться. Теперь же таких желающих практически нет - зачем ехать в другую страну, иногда от семьи, в другую культурную среду, если можно остаться, так как “нас и здесь хорошо кормят”.

4 лайка

@eva, тут Вы тоже правы, у ЕС при всех недостатках существует мощная программа по нивелировании разницы в европейских странах. Как минимум эта цель стоит, она дает плоды во многих сферах. Тут еще и Интернет играет роль. Ведь, очень высокая доля тех, кто учится дистанционно. Можно это делать, грубо говоря, и в провинции. Интересно, как ситуация в России, по-моему тоже есть такие тенденции или я ошибаюсь?