Для начинающих программистов набрать текст с клавиатуры без ошибок – задача непростая. Не менее сложно для юных программистов и ориентироваться в многострочной текстовой программе. Чтобы облегчить изучение программирования для начинающих, были созданы языки визуального программирования, самым известным из которых является Скретч.
Такие программы состоят из разноцветных блоков, которые можно перемещать мышкой. Блоки заранее подготовлены, поэтому дополнительная работа по написанию кода для них не нужна, и ошибиться в названиях операторов невозможно. Некоторые блоки требуют ввода данных с клавиатуры, но обычно текста не очень много, и он не может привести к существенным ошибкам в программе. Поэтому основная работа начинающего программиста сводится к разработке алгоритма, а не к набору текста.
На сайте EduBlocks начинающий программист может начать программировать на языке Питон в визуальной среде и параллельно – в текстовой. Здесь отсутствует подготовительный визуальный язык, который только для этого и нужен, а сразу используется настоящий язык программирования Питон. В этой книге мы будем изучать программирование на Питоне в визуальной среде разработки программ EduBlocks*.*
Вся программа построена из разноцветных блоков, как и в Скретче. Но справа от области визуального редактирования начинающий программист видит и текстовый вариант этой программы.
Такая «билингва» особенно хороша в начале изучения Питона, когда начинающий программист ещё ничего не знает об языке программирования. Познакомившись с ключевыми словами и функциями языка, он может использовать их и в визуальных программах, и в текстовом виде.
Визуальный язык программирования очень хорош на начальном этапе изучения Питона. Но программы из блоков занимают много места на экране, поэтому не следует писать большие программы. Также нужно учитывать, что визуальный язык программирования в принципе не может охватить все возможности Питона. Но в EduBlocks вполне достаточно блоков, чтобы выучить основы программирования на Питоне:
-
математические операции, целые, вещественные и случайные числа, строки, операции приведения типов
-
выражения, идентификаторы, ключевые слова, комментарии
-
константы, литералы, переменные
-
операторы и инструкции - определения и присваивания, комбинированные операторы
-
логический тип, операторы и операции отношения, логические выражения, побитовые операции, приоритеты операций
-
условный оператор if**-elif-**else
-
циклы for, while
-
списки, цикл for**-**in
-
функции, формальные и фактические параметры, вызов функций, рекурсия
Заучивать ключевые слова, операторы и прочие премудрости языка программирования так же скучно, как и зубрить таблицу умножения, поэтому в книге есть множество занимательных проектов, в которых используются полученные знания. А в конце многих занятий имеются задания для самостоятельного решения.
На последнем занятии начинающие программисты познакомятся с классами и черепашьей графикой, которая ещё интереснее программистских задач.
Книга здесь:
Исходники здесь:
Ролик на Ютубе здесь: