В Сети вот уже несколько лет идет активное обсуждение интервью руководителя лаборатории социальной психологии СПбГУ, главы центра «Диагностика и развитие способностей» Людмилы Аполлоновны Ясюковой, которая более двадцати лет работает школьным психологом, ясно, что проблемы, которые поднимает социопсихолог, к.п.н. касаются и вузов и вообще каждого. Хотя времени прошло достаточно, но проблема становится только острей, т.е. не решается. Вот некоторые тезисы:
По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера … Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки.
-А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?
-Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.
Ясюкова Л.А. считает, что в российском руководстве некоторые считают, что нам и не нужно столько людей, которые могут мыслить абстрактно, выявлять причинно-следственные связи и владеть понятийным мышлением:
Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.
Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.
А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.