Я не увидел в Ваших “многабукафф” ответа на главное: как же СССР жил без ЕГЭ, без Болонской системы, а советское образование ценилось во всем мире, одна лишь “утечка умов” чего стоила!. Как получилось, что бывшие выпускники советских школ 70-х (и частично 80-х) годов зачастую знают школьные предметы лучше нынешних школьных учителей? ЕГЭ не корень зла, но ориентировка на него привела к дырчатости знаний. Сначала Фурсенко заявлял, что школа перестроилась и больше не занимается воспитанием детей - это дело родителей. Через время он заявил, что школа еще больше перестроилась и теперь она не дает знаний, она их лишь проверяет. Вот как! Школа - это теперь просто большой центр тестирования. Но поскольку у нее есть показатели, это еще в определенной мере центр по натаскиванию на сдачу экзаменов. Причем тут знания вообще? Тот же ЕГЭ - матрица, сетка с узлами контроля. Хочешь сдать ЕГЭ? Не проблема, в школу можно не ходить. Ходишь к умному репетитору, который натаскивает на решение конкретных проблем. Это не знание предмета, это знание выжимок из предмета. О межпредметных связях не говорю вообще. Решая задачу по физике школьник не умеет применять математический аппарат. Решить задачу по информатике, если она поставлена чуть сложнее прямых указаний типа “вот формула, по ней считай” или “вот массив, в нем найди” могут лишь отдельные дети. Потому что остальные с трудом понимают, что надо из веса ящика с яблоками вычесть вес ящика и полученный результат разделить на количество яблок, получая средний вес одного яблока. Знакомая девочка рассказывала про сдачу ОГЭ: “… а потом все вышли в туалет и там учителя дали ответы”.
Возвращаясь к ЕГЭ по информатике. Какой “светлый ум” запихнул туда комбинаторику? Теорию игр? Решение логических уравнений? Это области знаний, которые изучают вузы, да и то не все подряд. Школьные учителя просто шалеют от этих тем и да, действительно не могут ни объяснить этих тем, ни решить связанные с ними задачи. По стране кочует “семинар Полякова”, в который почти всегда включен доклад “Системы логических уравнений: решение с помощью битовых цепочек» (совместно с М.А. Ройтбергом)”. В Интернет полно видео, где эта задача из ЕГЭ решается на протяжении 30-50 минут. Это нормально? А когда остальное решать? Разрисовать дерево стратегий игры на два листа - нормально? Кому нужны эти задания, что они выявляют, кроме степени натаскивания на их решение? Они выявляют уровень подготовки по информатике? Отнюдь. Кому и где нужны эти знания? На отдельных специальностях отдельных вузов? Но там их дают студентам заново, с нуля. А остальным оно зачем? Зачем целую четверть года рассказывать на уроках про интернет, компьютерные сети, браузеры, системы поиска, учить зачатки HTML, если в ЕГЭ есть лишь один вопрос про составления из отдельных кусочков правильного http/ftp адреса и задачка с определением маски подсети? Устройство компьютеров, целый раздел учебника - мимо. Ну нет по ним в ЕГЭ заданий. И так дальше. Про знание (точнее, незнание) программирования - вообще нет разговора.
В США завершился скандальный судебный процесс над 76-летним аферистом Инваром Джонсоном, который разработал и внедрил в 1980-х годах систему оценки знания школьников, аналогичную ЕГЭ.
Описанная в одном из трудов Джонсона система оценки знаний была взята за основу федеральным Министерством образования при проведении реформ. Спустя годы ее позаимствовали и другие страны, в том числе Россия в виде Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Неладное в США заподозрили только в 2000-х годах, когда ряд независимых экспертиз подтвердил, что и без того плачевное образование американцев за прошедшие годы заметно ухудшилось. В ходе расследования выяснилось, что автор системы в действительности закончил 8 классов школы с низкими баллами, а все грамоты и дипломы поначалу он выдавал себе сам.
«Ущерб, который мистер Джонсон нанёс системе образования США, не исчисляется в деньгах. Это самая настоящая катастрофа, последствия которой затронут не только текущее поколение, но и нескольких грядущих», — сказал судья, оглашая вердикт.
С 2012 года в США была полностью отменена оценочная система знаний, введенная в 1980-х по книгам Джонсона. Эксперты отмечают, что пришедшая ей на смену новая система образования во многом напоминает советскую, хотя на официальном уровне это не декларируется.