Традиционно вопрос этики самые сложные в науке и медицине. Особенно они обострились в XX в. и ещё актуальней сейчас. Долгое время этим вопросом плотно не занимались, но когда например стали пересаживать органы эти вопросы стали очень актуальными. Например, такой вопрос. Вот у Вас всего один орган и трое умирающих людей, если им не сделать пересадку. Вопрос: “Кому именно и почему пересаживать этот жизненный орган?” Медики заявили, что это не они должны решать вопросы жизни и смерти. С тех пор, почти во всех странах мира при больницах существуют специальные советы или процедуры, которые решают эти вопросы.
Работа с геномом вызывает еще больше вопросов. И Мир тут думает, никто не знает как “правильно”, а как нет. Начнем с того, что в большинстве стран мира запрещены эксперименты на людях. И этот постулат также есть в нашей Конституции. Почему? Дело в том, что если разрешить эксперименты на людях без их ведома или разрешения, следующим шагом будет - торговля органами, использование человеческого тела словно товара. Это недопустимо с точки зрения христианской морали, многих религий, различным мировоззрений и философий. Это не поддержит избиратель и политики вынуждены следовать этому правилу.
Работа с геномом также вызывает особые дискуссии. Тут и желание заблокировать развитие “дикого рынка в медицине”, использование этих технологий для военных и преступных целей. Поверьте, но криминал, например, очень хочет заполучить эти технологии, военные также заинтересованы. Тут легко преступники могут устроить геноцид, а это самое осуждаемое и страшное преступление. Именно поэтому в большинстве стран мира очень серьезные барьеры и требования к этим исследованиям.
Ну и чисто по отношению вышеуказанным проблемам “технические” вопросы. Пока никто не может гарантировать живучесть генномодифицированных организмов. Ряд ученых, например считают, что болезни и ранняя смерь овцы Долли (это первое клонированное животное) было вызвано в том числе клонированием. Овцу усыпили в 2013 году, но споры ведутся до сих пор. Представляете, сколько вопросов будет и стало, когда эти эксперименты с человеческим геном проходят. После Долли и неудачных экспериментом с обезьянами правительства многих стран стали запрещать эксперименты с людьми.
Еще больше вопросов с потомством. Генетики отмечают, что пока генные технологии не могут обеспечить достаточного генного разнообразия. А это означает, что потомство будет сильно болеть генными (врожденными) заболеваниями. Последствия этого сложно даже оценивать. Например, люди хорошо знают гемофилию, сейчас это редкое заболевание, а если оно станет частым? А если более заразным (хотя это сложно представить)? А если распространенным? На минуточку, но в мире медицины до сих пор действует клятва Гиппократа и это не случайно.
Кто будет за это всё отвечать за последствия распространения генных заболеваний? Правительство? Ученые? Семьи? Почему? В каком объеме? Вы же понимаете какую позицию занимает церковь? Во многих странах она очень влиятельна и её позиции разделяют большинство живущих в стране граждан. Даже в КНР, где особое отношение к этике, последствия оказались такими же сложными и неоднозначными:
Китайские власти потребовали остановить работу ученого, заявившего о рождении первых в мире генетически модифицированных детей. Заместитель министра науки и технологий КНР Сюй Наньпин заявил в эфире государственной телекомпании CCTV, что министерство выступает против эксперимента по изменению ДНК эмбриона человека. Чиновник назвал действия руководителя научных работ — сотрудника Южного научно-технологического университета в Шэньчжэне Хэ Цзянькуя — незаконными и неприемлемыми. Китайские власти начали расследование деятельности ученого и его команды.
Хэ Цзянькуй объявил, что ему удалось отредактировать гены новорожденных девочек-близнецов. 26 ноября в интернете распространили видеообращение ученого. Он заявил, что с помощью технологии CRISPR отредактировал один из генов у девочек-близнецов, которые недавно появились на свет. Речь идет о гене CCR5, изменение которого должно снизить риск инфицирования ВИЧ. Девочки, получившие имена Нана и Лулу, совершенно здоровы, сказал Хэ Цзянькуй. Его заявление не получило подтверждения из независимых источников, поскольку не было опубликовано в рецензируемом научном журнале.
Так что придрался не кто-то, а китайские власти.
Я понимаю так, что цивилизация хочет бороться с ВИЧ, продлевать жизни, но хочет делать это цивилизованно, по правилам. А пока правил нет, действует медицинский принцип, которому более тысячи лет: “Не навреди”.