Например, для живущих в США большим минусом является дорогостоящее
образование детей: за детский садик приходится платить около 1200
долларов в месяц на одного ребенка. В России с этим легче, есть
отличные бесплатные детские сады, а можно организовать и дотации на
оплату частных садов и школ. Еще одна приманка — как многие ведущие
университеты США, спонсировать покупку жилья профессуре (половину или
треть стоимости) за счет вуза. Если ученый захочет переехать и продать
дом, ему надо будет вернуть университету вложенную часть по текущей
рыночной цене. Подобные меры довольно действенны.
Власти намереваются запустить в ближайшее время масштабную
госпрограмму по возвращению российских ученых, покидавших страну с
1990-х годов и до сего дня. О планах вернуть 15 000 человек уже через
пять лет было объявлено на ежегодном мероприятии по стратегическому
развитию России под кураторством президентского агентства (АСИ). Мы
узнали подробности.
О деталях нам рассказал руководитель профильной рабочей группы,
основатель методов компьютерного дизайна новых материалов и
предсказания кристаллических структур Артем Оганов, включенный Forbes
в десятку самых влиятельных российских ученых. В 2015 году сам Оганов
вернулся в Россию из Америки и сейчас возглавляет лаборатории в трех
странах: США, РФ и Китае.
Вроде кризис - денег нет! А такие граждане дорогое удовольствие.
Не зря же они столько сил потратили чтоб продвинуться в карьере. Дёшево никто не отдастся - это я по собственному опыту знаю. Лучше бы они деньги потратили на поддержку тех кто всегда в России работал.
К тому же есть ли смысл в них? В крайнем случае работы можно их и слизать - чё тут такого?
Мне приходилось общаться с русскоязычными доцентами из-за бугра. 90% из их работ не думаю вообще представляют ли интерес? Хорошая идея вещь редкая - если и отбирать то думаю десяток человек хватит. Остальные пускай своим бредом у буржуинов занимаются.
Я когда узнал, что ему столько денег дали и считается довольно приличным доцентом - аж дар речи потерял!
Да и можно почитать как он приводит фальсификационные данные. При этом там нет ни одной собственной разработки и идеи.
И нужен ли нам такой народ?
Любят в России лозунгами и компаниями дела делать! Что ведь сложного оценивать человека по его результату, а не потому кто у него друзья или каким административным ресурсом располагает.
Вот если навести элементарный порядок в научных журналах - там вообще ни копейки тратить не надо наверное. Пользы будет гораздо больше. А то столько позорных и помоечных журналов, что на всю планету стыдно.
Планы, это конечно хорошо. Однако же было бы гораздо эффективнее сделать так, чтобы объявляемые научные позиции были конкурентыми, и на позицию, например, старшего научного сотрудника в ЮФУ был бы реальный международный конкурс. Не уверен, что эта конкуренция понравится всем, да и результаты не очевидны.
Реально пытаться устраивать что-то совместное с диаспорой, типа совместных проектов, лабораторий, и так далее.
Много чего против такого массового.
Наша инфраструктура. Например, поликлиники. Детсады бесплатные у нас есть, это да. Но не надо лукавить. Наша бюрократия, она сравнима c иностранной, но она есть и очень даже. Наша организация, да хоть чего, она не очень.
Отношение к диаспоре (уехавшим), оно, мягко говоря, негативное. Типа зачем они нам нужны, предатели. Почему надо платить кучу денег человеку, когда у нас своих таких же полно. А платить надо будет, иначе не вернутся, старые новые трудности преодолевать. Ну и так далее. В общем, есть разница - между, скажем, Китаем, и РФ. Не в пользу последней.
Так что результат скорее всего будет в виде некоторого количества показательных лабораторий.
Самое интересное, что именно во второй половине XIX в. именно таким способом (или очень похожим) Российская империя делала реформы образования именем Великих реформ Царя-освободителя. Не только отмена крепостного права, которая всем хорошо известна со школы, но и земская реформа, судебная реформа, реформа высшего образования делалась умами тех, кто обучился за рубежом в европейских вузах, тогда лучших в мире. Это дало России колоссальный импульс экономического развития.
Этот же способ назван Всемирным банком (см. стр 41 - 44) как один из двух способов для обеспечения получения той или иной страной технологиями и инновациями, которые так необходимы любой экономике для развития, этот способ использовали 13 ведущих стран по росту ВВП в течение XX в. Это страны-лидеры, те которые смогли “перепрыгнуть” из динамики низких и средних темпов роста доходов к динамики с наивысшими в XX в. темпами экономического роста. В этом списке стран не только Китай, а например Бразилия, которая за 25 лет превратилась из отсталой страны в одну из самых быстроразвивающихся экономик на Планете.
В экономике развития хорошо известно, что если для более чем для 10 стран работает один из способов и дает прекрасные результаты, причем в этих странах разные размеры, разная история, разные культурные особенности, например, разная превалирующая у населения религия, то это эффективный способ достижения чего-то.
Т.е. во всех 13 странах и в Российской империи “сработал” способ, когда Вы отправляете в Европу или в лучшие университеты учится местную элиту и она возвращается для в стране проведения реформ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что направлении выбрано верное. Только не хватает ряда элементов, которые могут оказаться существенными. Как минимум, нужно чтобы проводились последовательные и разумные реформы образования и науки, причем не локально, а во всей стране. Какие это реформы? Тоже хорошо известно. Это, прежде всего, большая автономия университетам, расширение количества и рост качества. Реформа школьного образования. Именно это и делалось. Как известно, у нас тут ситуация обратная: реформ нет, а есть контрреформы, сокращения вместо роста, автономией “даже не пахнет”, школьное образование как отрасль заброшена.
Относительно возможности локального появления таких специалистов, стратегически - идея хорошая. Когда рядом есть лидер, на которого можно равняться и который доступен, это очень хорошо оздоравливает среду, в том числе немного снижает уровень бюрократического давления.
Мне вспоминается одна история. Некогда в Ростов приехал Стивен Смейл. Ну вот один уважаемый профессор попросил другого уважаемого руководителя как-то оплатить Смейлу лекцию. Отказали: “почему это я должен платить ему больше, чем плачу своему профессору”.
Эта логика (“почему больше?”) родом из СССР, когда была “уравниловка”, причем формальная.
Мир уже давно знает, что невозможно одинаково всем платить, более того, намного больший эффект, когда договоренности индивидуальны и не разглашаются всем. Это дает значительно больший результат, это давно известно из менеджмента, куча экспериментов было поставлено и есть уже устоявшиеся теории мотивации. Как известно, мотивировать профессора или ученого значительно сложней, чем менеджера.
Мы видим, что сейчас в западных университетах, что только не делают, чтобы привлечь лучшие кадры: и создают специальное место работы для супруги, и оплачивают апартаменты, а не то, что там детские сады или какая-то там зарплата, да и еще что-то.
Совсем недавно один из ученых уехал из нашего университета в одну из прибалтийских стран, когда его пригласили для работы в университете в научной должности. И вот поступает звонок от ректора университета. Ну и “наш” ученый по привычке думает: “Вот что-то … стряслось, раз меня приглашают к ректору вуза”. Однако ректор пригласил учёного выяснить - всё ли устраивает в условиях проживания и места работы.
Т.е. речь идет о совсем другой установке, когда в центре внимания человек, ученый, работник, причем вне зависимости от занимаемой должности. У нас же “царит” другое отношение: главное системы, прибыли, вуз, а человек на самом последнем месте.И это чувствуется во всем, поэтому думаю, что если это не поменять, мало кто согласится ехать работать в нашу страну. Причем это зависит не только от администрации, но и от коллектива: невозможно же результативно работать в среде, где каждый будет завидовать и т.д.?
Можно много говорить, почему так, тут и царящее отношение (слово то подходящее, от слова царь), тут и наше образование (детям где учиться), и наша медицина. Ну и отношение народа в целом.
Чтобы было понятнее - вот пригласили однго профессора в одну страну, и зарплата ничего, очень даже, и квартиру дают, и мебель обещают купить в квартиру, а вот что-то не устраивает - не поехал этот некто. А почему? А потому что - Саудовская Аравия конечно очень даже ничего место. Но только с точки денег подзаработать - годик аккуратно поработать во время саббатикала, а вот жить - нет. А с семьей - так тем более. Россия конечно не Саудовская Аравия, у нас женщины имеют право водить машину, например. Однако же аналогия понятна.