Экономическая политика в сфере информационных технологий

Сегодня состоялась первая лекция и первые практические занятия по курсу: “Экономическая политика в сфере информационных технологий”.
Актуальность. Выпускнику очень важно четко понимать как устроен бизнес. Это нужно для того, чтобы наиболее быстро устроится на работу, адаптироваться на ней, также очень часто бизнес выступает как заказчик IT-решений и для постановки задачи, её формализации (в виде технического задания или ТЗ) нужно понимать проблематику и терминологию в российской экономике. Некоторые будут строить свой бизнес.

Сегодня мы говорили о целях в бизнесе и основных показателях (прибыль, экономическая рентабельность и рентабельность продаж, стоимость бизнеса), получили понимание того, что является базой и источником для финансового анализа. Ввели понятие бюджетирования, управления издержками, управленческого учета и контроллинга, а также как используются IT в управленческих практиках в сфере финансов.

Также мы поговорили о маркетинге, о том, как маркетологи оценивают рынки, как и какая информация используется для ценообразования, позиционирования на рынках и при бизнес-планировании. Получили понимание содержания работы менеджера по рекламе.

Также было выполнено упражнение на закрепление навыков обратной связи высокого качества (ОСВК) в обучении и в управлении.

Думаю, что здесь на сайте у нас будет еще одна возможность обмена ОСВК. Жду вопросов, комментариев, если есть индивидуальные вопросы можно писать на адрес: relatio@list.ru.

С уважением, преподаватель дисциплины, к.э.н. Александр Николаевич Заворин.

Президент и генеральный директор группы компаний ABBYY о том, как и почему надо вести передовые разработки

Один из лидеров российского IT-рынка ABBYY, президент и генеральный директор группы компаний ABBYY Сергей Андреев написал очень увлекательную статью в HBR, в этой части текста о глобальной конкуренции, с с компанией Google:

Теряли надежду и меняли вектор

Конкуренция в России, а потом выход на зарубежные рынки отвлекли нас от перевода, но мы продолжали думать об этой задаче и внимательно смотрели, как устроены существующие программы — не только в России, но и в мире. Везде применялись довольно упрощенные подходы с невысоким потолком качества. Мы стали присматриваться к научным концепциям и заделам работ и обратили внимание на лингвистический подход. Он основан на полном анализе предложения: от морфологии и синтаксиса переходит к семантике. Разбирает, как слова связаны друг ­с ­другом­, а потом приводит эти слова к понятиям, которые за ними стоят.

И получается некое семантическое дерево, которое универсально, то есть мало зависит от выбранного языка.

Было немало рисков, которые были нам вначале не ясны и требовали исследований. Например, можно ли решить проблему комбинаторного взрыва при анализе, ведь чем длиннее предложение, тем больше, соответственно, количество возможных деревьев. Можно ли погасить этот взрыв? Для начала мы постарались оценить реализуемость разных подходов и концепций и поручили относительно небольшой группе людей выстроить архитектуру всей будущей системы. За несколько лет было подтверждено, что она жизнеспособна, и тогда мы подошли к стадии производства, что означало более масштабное и точное описание языков. В 2006—2007 году мы начали набирать лингвистов и людей из смежных областей под этот проект (его назвали Compreno). Мы были уверены, что этот подход приведет к качественному машинному переводу, который можно использовать в коммерческих целях.

В те же годы свои разработки, основанные на совсем другом, статистическом подходе, начал вести Google, который накопил очень большую базу параллельных текстов (оригинал и перевод). Без такой базы «статистический» перевод построить нельзя, а была она только у Google. ­У­­ ­статистического­ подхода есть существенные ограничения: приемлемое качество перевода получается, только когда у интересующей вас языковой пары есть очень много параллельных текстов. Например, в интернете много англо-русских текстов общей тематики, и их перевод с помощью статистической системы получается вполне пристойным. Но если переходишь в специализированную область, где параллельных текстов меньше, качество перевода падает очень быстро. А если работаешь с непопулярной парой языков, то перевод плох всегда. Русско-немецких переводов в десять раз меньше, чем русско-английских, и поэтому Google, когда переводит с немецкого на русский, делает это в два этапа: сначала c немецкого на английский, а потом с английского на русский. Появляется много смешных ошибок — как в игре в испорченный телефон.

Тем не менее для массового пользователя все это не так важно, ведь Google Translate — бесплатный сервис. И мы поняли, что наша бизнес-логика ломается, так как объем платежеспособного спроса бесплатный аналог выжигает, как напалмом. Даже если ваш продукт лучше, вы не выручите столько денег, сколько нужно для поддержания разработки. Мы проанализировали, сколько еще усилий нам потребуется, чтобы люди захотели платить за нашу программу, имея бесплатный Google Translate, и оказалось, что экономика не срабатывает. Так несколько лет назад мы поняли, что это не самое интересное дело с точки зрения бизнеса. Но мы задумывались над тем, что будет, если переводчик не выстрелит еще раньше. И знали, что положение наше неплохое, потому что наша базовая технология универсальна.

Казалось бы, шансов выжить нет, но наличие цели, смысла, настойчивость дает решение и компания меняется:

Научились извлекать смысл

Расчет был на то, что если ты подобрался к смыслу, который стоит за словами и буквами, то, конечно, сможешь использовать этот анализ не только для перевода. Объем информации в современных ИТ-системах растет с непостижимой скоростью, и пользоваться ею все труднее. Притом, если работать со структурированной информацией хоть как-то научились, то с неструктурированной (а ее в корпоративных системах около 80%) провал полный. Даже найти документ внутри одной компании довольно сложно, не говоря уж о том, чтобы извлечь или сопоставить разные сведения.

Известные всем поисковики помогают мало. Они используют данные по предыдущим запросам и ранжируют результаты в зависимости от того, на что больше кликали. Это хороший трюк, если тебя интересует то же самое, что большинство людей, но для содержательных исследовательских целей он не срабатывает. Чтобы не утонуть в информации, человечеству придется рано или поздно подняться над статистикой и обратиться к смыслу, стоящему за словами.

Убежденность в этом поддерживала нас все это время. Мы отчетливо видели коммерческую логику в направлении, которое можно назвать управлением знаниями или интеллектуальной обработкой информации. Здесь много разных задач, и одна из простых — автоматическая сор­тировка. Допустим, к вам идут платежки, в которых написано: «оплата по договору номер Х за электроэнергию в апреле», или «плата за подключение мощности Y», или «аванс за Z», и ваши бухгалтеры разносят их постатейно. Почему бы не классифицировать платежи автоматически, сэкономив на ручном труде и ускорив процесс? Наша программа справляется с этим отлично.

Мы ведем пилотный проект с Госдумой: здесь требуется распределить по департаментам обращения граждан. Люди часто адресуют их не тем специалистам, и, чтобы выбрать правильного «ответчика», надо прочитать и понять текст обращения. Технология делает это быстрее. Ее применяют и службы технической поддержки разных компаний. К ним поступает много однотипных запросов, и система, получив и проанализировав письмо клиента, определяет, требует ли вопрос внимания специалиста или ответ уже был когда-то дан и его можно извлечь из базы.

Банкам, чтобы принять решение о выдаче кредита какому-нибудь предприятию, нужно собрать о нем все сведения: от службы судебных приставов, из Высшего арбитражного суда и судов общей юрисдикции, из СМИ и социальных сетей. ИТ-решение умеет извлекать и анализировать разные сведения и тем самым экономит часы, а то и дни рутинной работы и уменьшает финансовые риски банка.

Наше движение от массового рынка в сторону корпоративного совершенно закономерно: как заказчик организация внятно формулирует, что она хочет делать со своей информацией. Рынок B2B гораздо проще понять и занять новой технологией. К тому же на него редко проникают «бесплатники»: они в основном ориентируются на усредненную массу.

Вначале наша Compreno воспринималась, как первые самолеты. Люди видели волшебство, но сообразить, что это будущий бизнес, могли не все. Этажерка братьев Райт тоже не выглядела как бизнес, но история показывает, что, если что-то взлетает, оно постепенно собирает всю нужную инфраструктуру. Сейчас у нас в России более 25 пилотных проектов. Перспективы и задачи бизнеса понятны.

Презентация на административном портале (учебно-методологический раздел) “Эффективный поиск работы”.

В рамках практических занятий важно как можно больше выполнить упражнений, т.е.: создать свое резюме, потом его проанализировать по различным критериям. На следующей паре практических занятий можно разобрать подробно чье-либо резюме, что даёт сразу два положительных эффекта:

  • получаете отточенное свое резюме;
  • получаете ОСВК.

Пример резюме (Заворин А.Н.) можно тут увидеть, а также можете например смотреть здесь (сайт superjob).

Далее, полезным будет смоделировать интервью/собеседование кандидата о приеме на работу. Этим мы также займемся с Вами на ближайших занятиях.

3 лайка

Интересно, как скоро эти разработки приведут к революции на рыке труда? :wink: Актуальность навыков составление резюме и прохождения интервью только растет. Итак:

Atlas, The Next Generation

Конечно, это уже все более гениальные произведения техники.

Очень познавательная и интересная презентация по

коучингу.

В последние годы это направление бурно развивается, коучинг решает много вопросов развития личности, отношений, совершенствования навыков. Выше представлена презентация об истоках и методологии этого направления.

Весьма интересно, список поразительно совпадает со списком стран с устойчивым экономическим развитием в долгой перспективе (более 10 лет), это еще раз подтверждает выводы нобелевского лауреата Роберта Солоу.

У Израиля вообще уникальная ситуация - очень сильное внешнее (экзогенное) давление на экономику тем не менее не способно вывести экономику из равновесия. В этой экономике наиболее удобно вести бизнес в Азии, в некоторых сферах экономика конкурирует с мировыми лидерами. Как результат: высокий уровень жизни.

Южная Корея - входит в группу 13 стран, чем феномен изучал Всемирный банк и Комиссия по росту.

США заняли “последнее” (10) место, т.к. в этом рейтинге плохо учитываются частные инвестиции в науку, а их доля в США превышает государственные инвестиции.

В современном мире ни одна страна не может улучшить экономику без развития науки, инноваций, вложений в “человеческий капитал” (образование, наука, медицина) и создание условий для легкости ведения бизнеса. К сожаления, Россия сейчас в этих рейтингах хотя и улучшает показатели, но по большей части - мы в аутсайдерах. Многие экономисты связывают выход из экономического кризиса с развитием научной инфраструктуры.

2 лайка

Михаил Литвак рассказывает о том, как составить дневник и ведомость потерянных денег:

  1. Посещение дискотеки - убыток примерно 5-6 тысяч долларов. (5 часов самой дискотеки, подготовка к ней, восстановление формы и пр.) В это время квалификация ваша не растет, и вы отдаляете приход того момента, когда будете получать искомый заработок.

  2. Новогодние праздники - убыток до 250 тысяч у.е. (Две недели, а то и месяц предпраздничной суеты. Сам праздник с его ненужными разговорами и бесполезным времяпрепровождением. Если дело осложняется драками, конфликтами и обострением хронических заболеваний, то потери могут быть гораздо большими). Самый убыточный праздник.

  3. День рождения - убытки вдвое больше, чем от дискотеки. И самое главное, все хорошее, что говорят в ваш адрес на вашем дне рождения, нельзя принимать всерьез.

  4. Свадьба. Говорят, что подарки иногда компенсируют расходы. Все это так. Но кто компенсирует время и выход из физической формы?

  5. Куча всяких других праздников (майские, 23 февраля, 8 марта и пр.) - убытки рассчитайте сами. Самый позорный праздник - 8 марта. По-моему, к женщине нужно относиться хорошо круглый год.

  6. Разговоры с подружками, встречи с друзьями, игры в карты, домино и другие способы убивания времени.

  7. Пьянки, употребление наркотиков.

  8. Компьютерные игры. Это бич 21 века. Опасность их велика и усугубляется еще и тем, что ей больше подвержены умные люди (как подростки, так и взрослые). Последствия такие же, как при наркомании.

  9. Потери времени на производстве на пустые разговоры.

  10. Потери времени в семье.

Хочу подчеркнуть, время проведенное с любимой женщиной (мужчиной) нельзя считать потерянным зря. Подчеркиваю с любимой (-ым). Время, проведенное с нелюбимыми сексуальными партнерами, - это зря проведенное время, и, следовательно, убыточное. Для тех, кто ставит перед собой большие цели, это еще и опасно. Когда вы добьетесь высокого положения, вы тем самым улучшите биографию вашего случайного сексуального партнера. Да и все связи эти всплывут. В прессе вы можете встретить кучу таких примеров, когда мало чем примечательный человек гордится сексуальной связью со знаменитостью, в те дни, когда знаменитость еще не была знаменитостью. А некоторые еще и пытаются навязать знаменитости отцовство своим детям.

1 лайк

А я бы в список добавил бы время, потраченное на ведение такого списка :smile:

1 лайк

А где социальные сети? Сериалы?

2 лайка

Это (результаты и эффективность составления списка) зависит от цели, если у Вас цель экономия времени, то, конечно, думать и составлять этот список тоже потеря времени, если же Вы хотите начать планировать бюджет, научится жить экономней, то составление этого списка просто научит иначе смотреть на мир и свою жизни. А это очень полезно, т.к. развивает практический подход к жизни.

Да, это большие пожиратели времени и, конечно, денег.

И еще форум. Например, этот. :smile:

2 лайка

Замечу, что список у каждого будет свой, думаю, что для студентов и преподавателей университета совсем другие условия будут. Экономический анализ всегда разный, сложно шаблоны придумывать.

Кстати, сериал сериалу - рознь. Сейчас в мире стали снимать больше сериалов и они играют всё большую роль, решают задачи определенные не только культуры, но намного шире. Б.Обама комментирует сюжет одного из сериалов, т.е. тут не так уже однозначно. На ТВ “Культура” об этом неплохая передача-дискуссия:

Американский сериал: новая культура или торжество банальности?

Типичные истории применения математики и IT в экономике - прогнозирование.

Десять лет назад одна крупная розничная сеть объявила тендер на решение задачи прогнозирования объемов продаж в своей сети. Задачи прогнозирования решают почти все крупные ретейлы, потому что это им необходимо для планирования закупок.

Математические методы прогнозирования объемов продаж

Мы говорили на вводной лекции о важности для эффективного обучения обратной связи высокого качества (ОСВК), напомню условия:

  1. Доверительность.
  2. Первое слово - исполнителю/обучающемуся.
  3. Взгляд со стороны.
  4. Действия, а не личность.
  5. Уже свершившийся факт.
  6. Позитивность и закрепление успеха.
  7. Конструктивность.
  8. Конкретность, понятность и операциональность выполнения.

Мы обсуждали и выполняли упражнение, связанное с тем, что если давать ОСВК, то обучение проходит намного быстрей и результативней.

“Типы сверхразума”. Это отрывок из книги Ника Бострома «Искусственный интеллект» о трех типах сверхразума — скоростном, коллективном и качественном на ПостНауке:

В этой главе мы проведем идентификацию трех типов сверхразума и убедимся, что в практическом смысле все три тождественны. Затем мы продемонстрируем, насколько потенциал биологического интеллекта проигрывает потенциалу машинного. У машин есть множество фундаментальных преимуществ, которые обеспечивают им подавляющее превосходство над человеком. Биологический мозг, даже улучшенный, не сможет с ними конкурировать.

Это, конечно, сложно читать, но нужно! :wink:

Олесь Тимофеев, из описания на личной страничке:

Мне 25 лет, я интернет предприниматель и основатель компании GeniusLab, где мы вместе с командой удивительных гениев создаем легендарные интернет проекты.

Молодой миллионер, один из самых успешных на пространстве СНГ, ведет бизнес только в Интернет.

Итак, “13 Ошибок на Вашем Сайте” в плане продвижения:

1. Вы не знаете своего идеального читателя

Ваш идеальный читатель – человек, которого вы пытаетесь уговорить зарегистрироваться или купить. Чтобы написать убедительный текст на странице, вам нужно знать, чего действительно хочет ваш идеальный читатель. Это кажется очевидным, но часто сложнее, чем кажется. Например, один производитель оборудования для контроля уровня сахара в крови думал, что его покупатели хотят получить оборудование, которое легко использовать. Но они на самом деле лишь хотели быть здоровее. Простота использования не была такой уж важной.

Конверсии увеличились на 31%, когда он изменил заголовок на своей продающей странице с «Теперь следить за состоянием здоровья стало легче» на «Поддерживайте своё здоровье, просто следя за уровнем сахара».

2. Вы не используете триггеры

Представьте, что вы могли бы превратить читателей в покупателей, используя только несколько правильных слов.

Попробуйте следующие 3 слова:

Слово «ты/вы» — которое делает ваше обращение к читателю личным. Обращайтесь к читателям так, как-будто вы напрямую общаетесь с ними. Пусть они почувствуют себя вовлечёнными в историю. Используйте «представь/те», чтобы заставить ваших читателей увидеть, на что будет похоже использование вашего продукта. Доказано, что представление себя, использующего что-то, увеличивает желание это что-то приобрести.

Слово «потому что» даёт человеку причину, почему он должен сделать что-то, и это может автоматически вызвать отклик.

3. Вы слишком много говорите о себе

Продвигаете ли Вы уже свой сайт или бизнес? Что Вы для этого используете?

1 лайк

Артур Кузяков разработал DriverPack Solution, чтобы ускорить работу сотрудников собственного сервисного центра по ремонту компьютеров. Сейчас она приносит ему около $1 млн чистой прибыли в год.

IT в медицине:

Цель нашего проекта — обеспечить пациентам доступ к консультациям лучших специалистов по патоморфологии вне зависимости от местонахождения, а также качественно изменить подход к онкодиагностике.

Этот материал поможет сделать welcome-сценарий к вашему продукту эффективным и убедительным для клиентов и ускорить процесс их активации.

Как убедить инвестора и получить финансирование:

Мой рассказ состоит из четырех частей. Во-первых, я расскажу о 30-секундной презентации. Вы должны всегда держать ее в голове. Она должна состоять из лучшего, что есть в вашей компании. С ее помощью вы можете творить чудеса. Неважно, хотите ли вы получить от людей деньги или нет – она всегда должна быть с вами. Во-вторых, я расскажу о двухминутной презентации. Она предназначена для людей, заинтересованных в вашей компании или вашем продукте: это могут быть инвесторы, ваши будущие сотрудники или другие люди, которые хотят знать о вашей компании чуть больше. Заметьте, что я не говорю о более длительных презентациях.

Многие готовят речь длиной в 10, 30 или 60 минут. Это все чепуха. Вам хватит двух минут, чтобы рассказать все, что вам нужно.