Могу поделиться опытом. В конце весеннего семестра я читаю лекцию по представлению чисел в машинах: целых знаковых и с плавающей точкой — прикладникам и итэшникам. На мой взгляд, там может помогать матанализ и теория чисел, которая прикладникам вообще не читается, а на ФИИТ читается под названием МОЗИ весь второй курс. Во всяком случае, эта лекция намного более «математична», чем все остальные лекции курса (за исключением, может, ещё одной: по помехоустойчивым кодам).
Поразительно, но факт: все три года, пока я это читаю, эффект такой: прикладникам заметно интересней и они заметно более активны в ответах на вопросы и отвечают правильней, чем итэшники.
Я с большой тоской смотрю на отношение итэшников к математике. Понятно, что следствием такого отношения являются плохие знания и неумение применять математику там, где это полезно. А в чём причина? Я думаю, что причины две, это те о которых говорят Админ и Рома. И не нужно пытаться свести всё к одной из этих двух. Я думаю, что справедливо
-
и то, что студенты изначально неправильно замотивированы, то есть приходят сюда, считая, что тут готовят программистов, а всё не имеющее непосредственного очевидного отношения к программированию считают чем-то вроде пятого колеса,
-
и преподаватели относятся к чтению математических дисциплин без должного внимания к указаниям связей с информатикой (не только программированием).
Я должен сказать ещё и то, что первая причина мне кажется более глубокой, потому я напишу в основном про вторую Мне кажется, читать матанализ и алгебру с теорией чисел, которые были бы привязаны к информатике, очень сложно или невозможно. Это будет уже не математический курс, много времени, потраченного, скажем, на примеры из информатики, будет отобрано от обсуждения ключевых математических концепций. А времени всегда мало. Нынешняя ситуация с полным отсутствием таких примеров тоже неправильна: нужно их вводить, но в ограниченном количестве.
Один год я вёл практику по МОЗИ, я такие примеры приводил. Они быстро забываются студентами и когда дело доходит до основной работы: подсчёта факторгрупп и тому подобного, студенты опять немотивированны. Невозможнно рассказывая про факторгруппы через слово приговаривать, как они хороши для информатики. Кстати, для многих примеров понадобились бы знаний из курсов по информатике, которых ещё нет. Вот, например, если в курсе по теории алгоритмов требуется понятие несчётности, то нужно ли было на матанализе об этом говорить? Думаю, совсем необязательно, потому что строго это всё равно не расскажешь (придётся отходить от матанализа и рассказывать про вычислимость), а нестрого это будет мало кем понято.
Резюме по второй причине такое: математика первична, фундаментальна и она не обязана всё время подтверждать, что её плоды кому-то нужны. А вот в соответствующих профессиональных дисциплинах стоит обращать внимание на связи с математикой: этого лекторы часто не делают. С другой стороны, и тут я вставлю единственную конструктивную идею, лекторам по математике нужно было бы выдать набор, скажем, из пяти мотивирующих примеров, которые им нужно в течение семестра показать студентам. Эти примеры должны составить те, кто разбирается в информатике.
Такие вопросы, как я затронул в прошлом посте (про набор тем, изучаемых в курсе матанализа) и в этом (про опорные примеры из информатики), должны обсуждаться и решаться на методической комиссии, которой у нас нет. Это мне представляется трагическим фактом и залогом того, что мы никуда не сдвинем эту ситуацию: так и будем обсуждать на форуме.
Про первую причину я не знаю, что сказать. Я считаю, что сдвиг в сознании в сторону программирования подогревается ещё и гигантским количеством занятий по программированию по сравнению с другими дисциплинами на первом курсе. То есть мы сразу даём понять, что тут главное как бы. Я потихоньку с этим смиряюсь: поскольку у нас нет учёных в области информатики, то и готовить мы будем в лучшем случае программистов с большим арсеналом языков и технологий, как ни крути, так что и пусть будет всё так, как есть. А информатиков (которые могут, тем не менее, идти работать профессиональными программистами, как показывает практика) будут готовить в Питере, потому что у них есть настоящие учёные в области информатики.